Статьи


30.10.2009

Символ исполнения воли Божьей

На другой день вошел Моисей
в скинию откровения,
и вот, жезл Ааронов, от дома Левиина,
расцвел, пустил почки, дал цвет
и принес миндали.
Числа, 17:8
Prunus amygdalus Batsch. var. amara (DC.) Focke — миндаль горький;
Prunus amygdalus Batsch. var. dulcis DC. — миндаль сладкий;
Rosaceae — розоцветные.

Аарон — ветхозаветный первосвященник, брат пророка Моисея. По Божественному повелению он и его сыновья были определены на особое священнослужение. Процедура избрания Аарона в сан первосвященника происходила весьма демократично. Бог повелел представителям от двенадцати колен Израилевых, чтобы каждый из них взял жезл и написал на жезле свое имя. Эти жезлы были положены в скинии собрания перед ковчегом откровения, там, где Бог являлся перед Моисеем, когда сообщал через него Свое намерение. Вошел в скинию и «вынес Моисей все жезлы от лица Господня ко всем сынам Израилевым» (Числа, 17:9). Оказалось, что только жезл Аарона, изготовленный из древесины миндального дерева, чудесным образом стал похож на цветущую и плодоносящую живую ветку. Это был неоспоримый знак, указывающий на избранника Бога.

Родина миндального дерева — Передняя Азия и прилегающие районы, включая Средиземноморье и Среднюю Азию. В этих районах культура миндаля возникла за много столетий до нашей эры.

Миндальные орехи упоминаются в повествовании об Иосифе (XVIII-XVII века до нашей эры), когда Израиль, посылая своих детей за хлебом в Египет, наряду с фисташками называет среди подарков, которые они должны взять с собой, плоды миндаля (Бытие, 43:11).

 140,71 Kb [800X600]  147,29 Kb [800X599]

В Израиле приход весны знаменуется цветением миндаля. Когда другие деревья еще находятся в сонном состоянии, миндальное дерево распускает свои красивые благоухающие цветы. Это небольшое ветвистое листопадное дерево высотой 2-6 м. Листья на укороченных веточках, располагаются пучками, черешковые, длиной 4-6 см, ланцетные с длиннозаостренной верхушкой, голые, край листа пильчато-зубчатый. Цветки распускаются раньше листьев, одиночные, с пятью широколанцетными, темно-красными, по краю длинноволосистыми долями чашечки; венчик пятилепестковый, светло-розовый.

Плоды миндаля — костянки длиной 3-3,5 см, продолговатые, зеленоватые или буровато-серые с бархатистым опушением. Околоплодник тонкий, суховатый, кожистый. Косточка односемянная с твердой или хрупкой скорлупой, с ямчатой или бороздчатой поверхностью. Первые плоды появляются на третий-четвертый год жизни, и плодоношение продолжается 30-50 лет. Возраст некоторых растений может превышать 100 лет.

Растение встречается в двух формах, внешне одинаковых и различаемых только по вкусу семян: миндаль горький и миндаль сладкий. Растущий в диком виде по горам и долинам Израиля миндаль относится к горькой разно-видности (особи со сладкими семенами составляют всего 1-2%). Сладкий миндаль культиви-руется уже тысячи лет и, вероятно, был получен путем отбора из местных дикорастущих растений. Сейчас в культуре выращивают три разновидности с преобладанием сладкого вида:

Миндаль горький, который содержит гликозид амигдалин и в состав которого входят глюкоза, бензальдегид и сильно ядовитый цианистый водород. Его нельзя есть без предварительной обработки — он смертельно опасен! Семена горького миндаля становятся съедобными, если их прокалить или отварить, так как при этом амигдалин разрушается и цианистый водород исчезает. Горький миндаль в небольших количествах используется в качестве пряности со своеобразным «миндальным» запахом и вкусом при изготовлении кондитерских изделий и ликеров.

Миндаль сладкий с толстой и твердой оболочкой семян отличается незначительным содержанием амигдалина и сладким вкусом семян. Их можно есть без предварительной тепловой обработки. Зеленые плоды сладкого миндаля засаливают или засахаривают. Зрелые плоды сладких форм также едят свежими, поджаренными, подсоленными, употребляют при изготовлении тортов, пирожных, шоколада и других кондитерских изделий. Жареный соленый миндаль хорошо дополняет напитки. Особое место занимает он в восточной кухне, в которой миндаль добавляют к большому числу блюд, в особенности к рису, жареной птице, различным видам мяса.

В ранних средневековых кулинарных книгах, как восточных, так и европейских, миндаль часто встречается в качестве загустителя соусов для приготовления таких блюд, как тушеная птица, рыба или дичь. Из растертых семян миндаля делали «молоко» для приготовления постных блюд.

В Россию миндаль попал с восточными купцами, чей путь пролегал из Китая через центр Средней Азии в Россию и дальше в Европу. Первый путь торговли шелком, в XIX веке названный ученым географом Фердинандом фон Рихтгофеном «Великим Шелковым путем», был проложен в XI веке до нашей эры и просуществовал до XVI столетия.

У православных христиан миндальное «молоко» использовалось как заменитель натурального для приготовления постных блюд. Кроме того, оно придавало блюдам дополнительные вкусовые оттенки. Обычай заменять скоромное молоко миндальным пришел в Россию из Византии. Позволить себе это могли только наиболее зажиточные слои населения.

Для приготовления миндального «молока» брали сладкий миндаль, заливали горячей водой, кипятили 3-4 минуты, откидывали на сито и очищали семена от кожицы. Затем их растирали в ступке, постепенно добавляя холодную воду. Получающуюся белую, похожую на молоко жидкость процеживали, а мезгу вновь подвергали той же обработке.

Позднее из миндального «молока» стали делать лакомство, смешивая его с натуральным молоком или сливками и добавляя немного горького миндаля, цедру лимона или апельсина, мед и ликеры.

Самый известный продукт западной кухни, содержащий миндаль, — это марципан, представляющий собой хорошо растертую смесь сладкого молотого миндаля и сахара. Для придания пикантного вкуса и запаха в смесь добавляют несколько семян горького миндаля и розовую воду. Марципан изобрели во Франции, но самое широкое распространение получил в Германии, в XVIII-XIX веках, и в Австрии.

Семена миндаля использовали и как источник лекарственных средств.
Из семян сладкого миндаля под прессом отжимали растительное масло, которое применяли как слабительное средство и как лекарство для лечения заболеваний желудка, печени и почек.

Миндальное масло, полученное из горького миндаля, использовали в косметологии, а из жмыха готовили горько-миндальную воду, которой приписывали успокаивающее, обезболивающее и глистогонное действие. В наши дни миндальное масло служит основой для лечебных и косметических мазей, применяется как растворитель для камфары. Внутрь назначается как слабительное и обволакивающее средство.

В Библии миндальное дерево выступает в роли символа исполнения воли Бога. В одном случае жезл, о чем уже упоминалось, превращается в живую ветку, указывая на то, что надлежит немедленно исполнить повеление Господа и избрать именно Аарона первосвященником. В другом эпизоде Господь демонстрирует тот же жезл Иеремии в знак того, что исполняется обещание защитить пророка: «И было слово Господне ко мне: «что видишь ты, Иеремия?». Я сказал: вижу жезл миндального дерева. Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось» (Иеремия, 1:11-12).

Для того же, чтобы люди не забывали об этом символе, при устройстве светильника для скинии в пустыне Господь повелел делать чашечки для лампад, похожие на цветки миндаля: «Три чашечки на подобие миндального цветка, с яблоком и цветами, должны быть на одной ветви, и три чашечки на подобие миндального цветка на другой ветви, с яблоком и цветами. Так на всех шести ветвях, выходящих из светильника» (Исход, 25:33).

И.Н. Сокольский, "Прекрасные растения Библии"
(печатается в сокращении)