Статьи


30.07.2011

Почему "Булгария"?

10 июля в Куйбышевском водохранилище затонул теплоход «Булгария». Судно следовало из города Болгар в Казань. На судне находились, по разным данным, от 192 до 209 человек, спасены 79 человек.

Его Высокопреосвященству,
Высокопреосвященнейшему
АНАСТАСИЮ,
архиепископу Казанскому
и Татарстанскому

Ваше Высокопреосвященство!

Скорбное известие о крушении теплохода «Булгария», повлекшем за собой гибель многих людей, болью отозвалась в моем сердце.

Выражая всем жителям Татарстана искренние соболезнования, возношу сугубые молитвы Всемилостивому Господу об упокоении душ погибших и о выздоровлении пострадавших. Призываю всю Церковь Русскую помянуть в молитвах людей, потерявших земную жизнь, среди которых — много детей.

Прошу Вас, клир и благочестивых мирян епархии оказать всемерную духовную поддержку родным и близким погибших, принять деятельное участие в милосердном служении пострадавшим.

Да укрепит Господь всех, кого постигло это страшное испытание.

КИРИЛЛ,
Патриарх Московский и всея Руси.

 

Его Святейшеству
Патриарху Московскому
и всея Руси
КИРИЛЛУ

Ваше Святейшество!

Примите сердечную благодарность за соболезнования, выраженные Вами жителям Татарстана в связи со страшной трагедией кораблекрушения теплохода «Булгария».

Клирики епархии круглосуточно несут дежурство при морге Учреждения судебно-медицинской экспертизы Республики Татарстан, а также учавствуют в оказании помощи на месте катастрофы.

Во всех храмах совершаются заупокойные богослужения и оказывается всевозможная помощь родственникам, как в погребении погибших, так и в пастырском окормлении.

Молим Всемилостивого Господа о даровании мужества и терпения сотням пострадавших, родственникам — о перенесении столь тяжелого испытания.

В надежде на Вашу первосвятительскую молитву,
Ваши смиренные послушники
архиепископ Казанский
и Татарстанский
и все верные чада
Казанской епархии

Почему "Булгария"?

Для начала напомню повествование из Евангелия от Луки (глава 13, стихи 1-5):«В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете».

Толкуя эти слова, блаженный Феофилакт Болгарский пояснил:

«Башня, упавшая в Силоаме, была предуказанием на то, что имело впоследствии случиться с этим народом. Примером немногих, тогда погибших, она вразумляла многих, что и они потерпят большое зло. Ибо башня служила предызображением целого города, а те погибшие восемнадцать человек — целого народа. Действительно, когда город (Иерусалим) пал от Тита, тогда вместе с ним погиб весь народ, упорный в неверии».

И в случае с теплоходом можно задуматься о его названии — «Булгария», о том, как символично то, что на земле бывшей Булгарии объявлен траур в тот день, когда православные празднуют окончание поста и память первоверховных апостолов Петра и Павла. Но если мы, православные, увидим здесь для себя повод хладнокровно пройти мимо общей беды, то продолжу толкование блаженного Феофилакта:

«Это должно быть для нас уроком при всех ежедневных случаях. Если некоторые падают, когда мы остаемся без искушений, то сие не должно служить для нас поводом к совершенной беззаботливости, будто бы мы остаемся без искушений потому, что мы праведны, а напротив, мы должны более вразумляться, потому что они наказываются, чтобы мы улучшились; если ж мы не исправимся, то горе наше будет больше».

Действительно, это так, ибо православные — наибольшие должники пред Господом, как знающие Его волю, но не исполняющие ее. Потому-то преподобный Исаия Отшельник, живший в египетском Скиту в эпоху широкого утверждения православия, говорил:

«Во дни наши карает Вселенную гнев Божий. Слыша это, не смущайтесь. Вразумляйте сердца вашим таким рассуждением: что значат эти скорби в сравнении с адскими муками, которым нас предадут за грехи наши!»

Иеромонах Владимир (Овчинников)