Статьи
Как узнать волю Божию?
Воля Божья — это то, что Бог хочет нам открыть. Нам кажется, что воля Божья — некая тайна за семью печатями, и мы добиваемся ее узнать, а Бог хочет как-нибудь скрыть ее от нас.
На самом деле воля Божья — это то, что Бог хочет открыть нам и открывает, а мы отворачиваемся от воли Божьей. Вот это нужно понять — это очень важный момент. Не то, что мы живем, а есть некая воля Божья, которая является тайной и секретом, и мы потеем, стараемся узнать ее. Хотя, в каком-то смысле, может быть, Бог и хочет, чтобы мы решили трудную задачу, приложив усилия. Тем не менее, воля Божья — это то, что открывается легко. И недоступна она нам, потому что мы отворачиваемся от нее.
Главным условием познания воли Божьей является отказ от своей собственной воли. Вот в чем смысл послушания. Вот почему ребенок должен слушаться своих родителей — он должен научиться отказываться от своей воли, невзирая на то, какие у него родители — благочестивые, неблагочестивые, умные, глупые. Почему жена должна слушаться мужа, невзирая ни на что? Я иногда спрашиваю женщин, когда они на исповедь приходят. Пожилая женщина приходит, спрашиваю: как вы, слушаете мужа? «Ну вот, стану я этого старого дурака слушаться». Но какой бы он ни был — он же муж.
Когда учишься слушаться кого-то — учителя, мужа, родителя, духовника — ты отказываешься от воли своей.
Многие послушники уходили к очень строгим духовникам. И строгость их духовников восполняла их жажду страдания, жажду послушания, жажду засвидетельствовать перед Богом свою готовность даже до крови пострадать и отказаться от своей воли.
То есть начинать познание воли Божьей нужно с умения отказываться от своей воли. Если человек не умеет отказываться от своей воли, если она сохраняется у него, то никакие средства ему не помогут. Бог наоборот будет скрывать от него Свою волю. Потому что если он узнает Его волю — будет противиться ей. Как любящий Отец, Он не хочет нас подвергнуть более строгому наказанию за то, что мы знали, но не сделали. Он лучше это скроет от нас, чтобы мы не знали, чтобы меньше нас наказывать.
Если же человек отказывается от своей воли, то воля Божья открывается ему часто. Даже ребенок может возвестить Его волю. Он может узнать волю Божью из чтения Евангелия, из слов духовника. И — это самое важное, наверное, здесь — есть, конечно же, особые старцы, особые святые, которым открыта воля Божья. Явно открыта...
...И нам Бог не сразу открывает — это скорее не воля Божья, это более широкое понятие — наше предназначение, не сразу открывает наше будущее. Если бы кому-то из вас открылось все то, что придется претерпеть в жизни, вы, наверное, впали бы, может быть, в уныние какое-то или еще что-то. Так что это постепенно открывается.
И вообще, как яблоко едят по кусочкам, так и человек постепенно приобщается к духовной жизни. Но когда есть такой старец, то, конечно, волю Божью можно узнать. Когда такого старца нет, то тогда узнавать волю Божью помогает нам Евангелие, помогает нам духовник.
Почему вот мы говорим, что хорошо бы, чтобы был духовник? Я когда служил в Москве, то говорил нашим сестрам, которые учились у нас в училище, и они знали ответ на все недоуменные вопросы. Вот они спрашивали: «Что делать, если там вот то-то и то-то? А как поступить, если то-то и то-то случается?» Они всегда знали, что ответ такой: «Нужно спросить у духовника».
Я мало знаю духовников и не могу вам сказать, что о чем-то нужно спросить у духовника. Как-то я стал сомневаться в последнее время, что священник, у которого ты исповедуешься — не духовник, не духовный человек, а любой священник, у которого ты исповедуешься, — даст тебе ответ на этот вопрос. Поэтому я тоже так отвечать не советую, дорогие друзья.
Воля Божья узнается, исходя из того, что совершается. Вот если начинаем что-то делать, и это что-то получается, то мы верим, что есть воля Божья. Не получается — верим, что нет. Но, конечно же, бывает так, что ты сначала думаешь, что воли Божьей нет, потом начинаешь думать, что все-таки есть. И потом опять. И, так бывает, много раз меняется твое мнение об этом. Поскольку мы люди не духовные, переменчивые, у нас от настроения зависит решение, есть ли воля Божья на то или на другое.
Но одно нужно сказать: узнавать волю Божью нужно учиться...
...Мы можем успокоиться на том, дорогие друзья, что мы должны стремиться познавать волю Божью. Как ее познавать? Вот если нам предстоит что-то сделать и мы не знаем, так поступить или нет — во-первых, нужно отвергнуться своей воли. Чтобы оба решения вопроса были мне абсолютно равнозначны. Жить или умирать, болеть или выздоравливать, выходить замуж или не выходить или еще какой-то другой вопрос мы должны от себя как-то отделить. И не быть пристрастным ни к одному из этих решений.
И после этого усердно молиться Богу, чтобы Господь открыл Свою волю, чтобы Господь дал понять. И на что преклонится сердце, решить, что нужно именно так поступать.
Я не уверен, что мы всегда поступим по воле Божьей. Но все-таки в этом делании, отказе от своей воли, молитве к Богу, вспоминании каких-то Евангельских слов — в этом возникает некая опытность, некое умение различать, что плохо, а что хорошо. Но дается это не сразу — есть некий путь.
Чтобы узнать волю Божью, нужно прожить долгую жизнь, наверное, научиться отказываться от своей воли, научиться молиться. Тогда воля Божья откроется.
Но, конечно же, если мы хотим научиться исполнять волю Божью, еще очень важно — исполнять то, что уже нам известно как воля Божья.
Молиться по утрам есть воля Божья? А что же мы этого не делаем иногда? Есть воля Божья не гневаться? Но мы же часто гневаемся. Есть воля Божья поститься? Нельзя нарушать пост. Есть воля Божья не сидеть в интернете до середины ночи? Ясно, что есть воля Божья.
Если мы будем то, что нам уже известно, исполнять, то Господь, конечно же, откроет нам волю Божью и в других случаях. А если мы то, что нам известно, не делаем — то какая же это воля Божья?
И закончу эти пространные рассуждения о воле Божьей одним интересным случаем, который был у нас на Афоне. Мы как-то с отцом Владимиром Воробьевым и с отцом Анатолием Фроловым пошли из монастыря Заграф в монастырь Хиландар. Спросили, какая туда дорога, выбрали неправильный путь и смело пошли по нему, думая, что мы находимся на правильном направлении. Нам встретился какой-то человек, одетый в мирскую одежду. Это был болгарский священник — там многие болгарские священники приезжают в монастырь немного подработать. Он спросил нас, куда мы идем, мы сказали, что в Хиландар. Он сказал, что мы не по той дороге идем, не успеем, монастырь закроют, и нам придется ночевать на улице. Нам надо вернуться обратно. Но мы, совершенно уверенные, что идем по правильной дороге, потому что нам указали, стали говорить, что это не так, что мы идем туда, стали с ним спорить. А он хотел нам помочь и стал спрашивать: ну, как так? На что же вы надеетесь? И один из нас сказал: «Надеемся на волю Божью». И он нам на это ответил: «Какая дуракам воля Божья?»
Ну, дуракам — в смысле людям не смиренным. Дураки, конечно, разные бывают. Смиренный дурак лучше любого гордого умника.
Поэтому, конечно, если мы хотим узнать волю Божью, нужно напрягать свой ум, приобретать смирение и уметь отказываться от своей воли. Тогда, конечно, воля Божья обязательно откроется.
Епископ Пантелеимон (Шатов),
www.pravmir.ru