Статьи


31.10.2011

Раифскому заповеднику из Америки

В силу жизненных обстоятельств дочь уехала в США, вышла замуж, появился внук — гражданин Америки. Понятно, мы не можем не общаться, и десятичасовые перелеты между континентами стали для нашей семьи почти привычными. И в каждый свой приезд я стараюсь больше узнать о дикой природе этой страны.

Мне как специалисту в области биологии и охраны природы хочется рассказать о некоторых природных достопримечательностях, их охране и отношении американцев к ним.

Следует отметить, что охраняемые природные территории Америки несколько отличаются от наших.

В России существует несколько категорий особо охраняемых природных территорий (ООПТ). В первую очередь, это государственные природные заповедники, к которым относится и наш Волжско-Камский, где запрещена любая хозяйственная деятельность и даже нахождение на этой территории людей. Далее, с более мягким режимом, — национальные парки, природные заказники, памятники природы. При этом заповедники и на-
циональные парки имеют федеральное подчинение и финансирование, другие категории ООПТ имеют в основном региональное и муниципальное подчинение. Создание частных ООПТ, которые предписаны законом, в нашей стране только зарождается.

В США практически все ООПТ являются национальными парками или природными парками в широком смысле этого понятия, самого различного подчинения и финансирования. Много частных ООПТ.

Есть национальные парки, которые поддерживают свою структуру только за счет общественных организаций, всевозможных грантов, добровольных пожертвований, экскурсионной деятельности, сувенирной продукции и волонтерства. Волонтерство или безвозмездная помощь, а также благотворительность — явление весьма распространенное в США. Очень много добровольных обществ, которые свои финансовые потоки направляют в ту или иную сферу, будь то медицина, охрана природы или сохранение отдельных видов, например, пеликанов, белоголового орлана и т.п.

Так, природный парк The Wild в штате Охайо, занимающий площадь более десяти тысяч акров прерий, где когда-то бродили тысячные стада бизонов, был создан группой энтузиастов. Она организовывалась как некоммерческая природоохранная структура, в образовательных и благотворительных целях во имя сохранения природного ландшафта для будущего. Средства для организации и поддержания парка были собраны за счет пожертвований от частных лиц и организаций.

В настоящее время в штате этого парка всего несколько человек, которые отвечают за сохранность, управление и развитие. Всю остальную деятельность, включая экскурсионные маршруты на автобусах, вместе с экскурсоводами ведут волонтеры.

При этом автопарк состоит из 12 автобусов. Имеются также микроавтобусы для Vip-персон — понятно, за соответствующую плату.

В Южной Каролине еще в 1931 году богатая художница и скульптор Анна Ханртингтон выкупила бывшие рисовые чеки площадью более девяти тысяч акров, где когда-то трудились негры. И организавала необычный парк — Brook-green Gardens. Сад был распланирован в виде расправившей крылья бабочки. В планировку органично вписаны аллеи из трехсотлетних дубов, посаженных еще в начале 1700 годов рабовладельцами рисовых чеков.

Это некоммерческий сад-музей, созданный с целью сохранения естественной флоры и фауны в гармоничном сочетании с произведениями исскуства.

Это воистину жемчужина побережья Южной Каролины — и не только. Ведь это национальная историческая веха Америки, с самой крупной коллекцией скульптур под открытым небом в мире, где собрано около полутора тысяч скульптурных работ.

На сегодняшний день Брукгринский сад-музей продолжает свое существование и развитие, сохраняя приобретенное природное наследие и лаконично вписывая в него новые миниатюрные и фундаментальные скульптурные произведения и совершенствуя ландшафт.

Уходя из этого бренного мира, госпожа Ханртингтон завещала свое состояние своему детищу — саду-музею. В настоящее время содержание и развитие этого чудо-уголка ведется администрацией парка во главе с директором и служащими.

На территории парка имеется также зоопарк, единственный на территории Каролины аккредитованный Ассоциацией зоопарков и Аквариумов США. А также большой павильон для бабочек.

Кроме административных зданий в парке есть обширные информационные залы, сувенирные лавки, вписанные в ландшафт. Экскурсоводами и продавцами сувениров являются волонтеры. В основном это дамы, далеко шагнувшие за порог бальзаковского возраста. Но, несмотря на это, все они приветливы, готовы ответить на любой твой вопрос. А если в чем-то затрудняются, тут же пригласят специалиста. Меня всегда умиляет, когда приближаешься к такой даме с каким-нибудь вопросом, ее морщинистое лицо озаряется улыбкой. (Возможно, эта улыбка — продукт многолетнего воспитания — но это не важно...) И при этом она обязательно привстанет со своего стула и превращается в само внимание.

И как мне удалось выяснить, в большинстве своем они хорошо обеспечены, имеют большие дорогие машины, дома в престижных районах.

В целом у всех американцев сильно развито чувство патриотизма. И, вероятно, даже на закате своих дней эти люди преклонного возраста стараются принести посильную помощь.

НАХОДЯСЬ в одном из дорогих для проживания штатов Америки — Калифорнии, в городе Сан-Франциско, известном всему миру Силиконовой долиной, хочу поделиться некоторыми зарисовками на природоохранную тематику и рассказать о ее неотъемлемой части — волонтерстве.

Океаническое побережье Калифорнии представляет собой гористую местность, поросшую древесно-кустарниковой растительностью, и горные луга. Она изобилует множеством протоков, заливов и бухт — узких и широких, глубоких и мелководных.

Здесь проходят океанические течения, обязательны приливы и отливы. С древнейших времен и по настоящее время океан остается ареной жизни водных и околоводных животных — от микроскопических до гигантских.

Осваивая побережье океана, люди не забыли и о его обитателях. Пляжи и поселения людей с красивыми домами с видом на океан чередуются с природными парками для морских обитателей.

Вот, словно большие бурдюки, налитые вином, греясь под лучами солнца, лежат морские слоны. Чуть поодаль, на выступающих из воды скалистых камнях, дремлет группа тюленей. Изредка в вечернее время здесь можно увидеть каланов (морских выдр), которые достают из глубины ракушки — и, покачиваясь на волне, разбивают их, держа на груди камешек.

Морские котики на причалах в Сан-Франциско. Фото автора

В портах Сан-Франциско как полноправные хозяева в дневное время отдыхают на теплых дощатых пирсах морские котики, не реагируя на людей.

Следует отметить, что побережье Калифорнии лежит на миграционных путях и для птиц, особенно водно-болотной группы, которые здесь также не забыты людьми. Так, в одном из пригородов Сан-Франциско, в городке Редвуум, еще в начале 70-х годов прошлого столетия несколько энтузиастов совместно с большой группой добровольцев очистили от бытового хлама более пяти тысяч акров заболоченных илистых проток. Здесь организован Preserve-парк для птиц во имя их сохранения. От городской черты эта территория огорожена дамбами, по которым пешком или на велосипедах прогуливаются горожане.

Здесь находят пристанище крупные, до килограмма весом, с длинными саблевидно изогнутыми книзу клювами кроншнепы. Перелетая с одной отмели на другую, кормятся сотенные стаи длинноногих ходулочников. Перекликаются ржанки и улиты. Как снежные комья, в одиночку или небольшими группами, застыв, стоят белые цапли, выжидая свою добычу. Над ними на небольшой высоте величаво пролетают пеликаны. И, с высоты завидя добычу, сделав несколько пируэтов, сложившись, пикируют в воду — и вот уже в их «мешке» (кожистые складки на нижней части клюва) трепещется рыба. Сюда же, гогоча, после сытой кормежки на газонах города слетаются стаи канадских казарок. Эти казарки, когда-то почти истребленные, стали неотьемлемой частью городских ландшафтов.

В Канаде гордятся тремя символами, которые, как здесь говорят, цементируют их государство. Это флаг с гимном, хоккей и природные парки.

Для жителей США флаг и гимн страны — тоже неотьемлемый атрибут. Но с не меньшим трепетом и благоговением они относятся к своему природному наследию, сохраняя и создавая новые природные парки, где живая природа гармонично сосуществует рядом с человеком. Есть над чем задуматься и поучиться нам.

Анвар Аюпов, Волжско-камский природный заповедник