Статьи


15.10.2002

Свидетель сталинской эпохи

56,31 Kb [437X600]В годы Великой Отечественной войны на территории древнего и прекрасного Раифского монастыря размещалась трудовая колония НКВД — ОГПУ для несовершеннолетних заключенных. Малолетних узников здесь в то время было более 1200 человек. В 1939 году сюда стали привозить взрослых заключенных: и мужчин, и женщин. Подростков вывели за территорию монастыря в специально построенные бараки на берегу озера. В 1941-42 годах сюда вывозили людей из тюрем западных областей СССР — Молдавии, Западной Украины, Одесской области и Ленинграда. Людей размещали в наскоро построенных бараках, а храмы монастыря на долгие годы превратились в промзону политической тюрьмы. Никаких документов об этом периоде жизни обители в архивах нет, и воспоминания местных жителей, ставших очевидцами тех страшных событий, остаются главным свидетельством происходившего...

В тяжелые военные годы Раифская колония перестраивается на выпуск продукции для фронта. В храмах святой обители организовываются мастерские, где заключенные в две смены производили обувь, бельё, гимнастерки, шинели, плащ-палатки, санитарные и телефонные сумки. Во многих музеях можно увидеть скорбный экспонат сталинских времен. Это весьма «специфическая» обувь того времени — деревянная колодка с серым парусиновым верхом. Проводя земляные работы, в былые годы послушники часто находили такие полуистлевшие продукты местного производства.

По данным приказов Раифской колонии, с начала января 1942 по 7 февраля 1945 года из колонии ушли на фронт 150 человек.

Среди них были и женщины-добровольцы. Большинство выживших в первые месяцы заключенных также ушли на фронт в составе штрафных батальонов. Более 50 сотрудников детской колонии из числа охраны и воспитателей остались на полях сражений. Сколько погибло заключенных из Раифской тюрьмы, мы уже никогда не узнаем...

В начале 1942 года в монастыре начинается выпуск брезентовой обуви для сталинских «спецстроек». Все мастерские находились в храмах и братских корпусах — пошивочный, закройный цеха. В монастыре к тому времени оставались только те заключенные, которые по разным причинам не ушли в штрафные батальоны. Это было страшное время испытаний, выпавших на долю людей, оказавшихся в стенах святой обители...

В Троицком соборе, построенном в 1904-1910 гг. по проекту архитектора Ф.Н. Малиновского — самом большом, новом и празднично-нарядном храме обители, долгие годы действовали мастерские по металлообработке и гараж. В алтаре размещалась слесарная мастерская, в паномарке — туалет, в самом соборе — станки и ремонтные ямы для грузовиков и различной техники.

Троицкий собор уникален своей акустикой, это самый «звонкий» храм монастыря. По преданиям, пение большого братского хора в Троицком соборе было слышно на несколько верст вокруг. Акустика храма настолько уникальна, что известнейшая оперная певица Елена Образцова, побывавшая здесь впервые несколько лет назад, была поражена глубиной и длительностью звука, который, по её меткому выражению, «словно мягкое одеяло окутывает присутствующего». Именно здесь были сделаны записи всех компакт-дисков известного не только у нас в стране, но и за рубежом, монастырского квартета «Притча».

Самый большой храм на территории монастыря отреставрирован и освящён ко дню празднования Святой Троицы 2 июня 1996 года.