Статьи
Рукотворное чудо создали в Раифском монастыре
Пропавшие после громкого начальственного окрика с улиц Москвы беспризорники оказались в медицинских учреждениях. В них они очень быстро навели свой порядок, от которого врачам не по себе стало. Да, они готовы лечить, но не воспитывать! Не спасли и решетки. Заряд агрессии, который юные граждане без определенного места жительства накопили в скитаниях и беспощадной жизни на улице, требовал выхода. Повезло тем, кто попал в армейские части, кто оказался в действительно хороших школах-интернатах. Среди тех, кому взрослые по-настоящему помогли не только забыть прошлое, но и увидеть очертания собственного будущего, оказались те мальчишки, которые сегодня живут в Раифском Богородицком мужском монастыре.
Полюбить человека
До сих пор непонятно, как настоятелю монастыря отцу Всеволоду удалось отстоять свою идею. Сначала ее приняли в штыки и не только ортодоксально настроенные служители церкви, но и светские власти. О своем же намерении взять на воспитание беспризорных детей монастырь заявил пять лет назад. Здание, где собирались разместить детей, некогда было гостиницей при обители, но, как и все постройки монастыря, оно разрушалось за долгие годы варварской эксплуатации. Хотели даже снести обветшавшее строение и построить на его месте новое, но решились на реставрацию.
Сегодня внутри восстановленного здания не только уют и порядок, но неожиданный для монастыря комфорт. Хотя Детский корпус, как его здесь называют, находится уже за пределами обители и обстановка здесь вполне светская. «Мы пытались уйти от казенщины выкрашенных в ядовито-зеленый цвет стен, стандартной мебели, примитивного дизайна», — поясняет сопровождающий нас по корпусу один из воспитателей-монахов.
В комнатах, где живут дети, неожиданно много мягких новеньких игрушек. Каждая спальня имеет свой облик. Они различаются, как и дети, живущие в них. Из одной заправленной постели высовывает свой нос герой известного сериала инопланетный Альф, а рядом с другой на тумбочке лежит стопка дисков с музыкой всех направлений. «Мы, конечно, не приветствуем нынешнюю популярную музыку, но не прямыми запретами», — следуют комментарии моего сопровождающего.
В просторном зале, где часто собираются все воспитанники, — огромный телевизор. На полочке — кассеты. Здесь и серия познавательных фильмов географического общества, и детские комедии. А в библиотеке — все роскошество нашего детства: Майн Рид, Дюма, Жюль Верн — словом, вся серия приключенческих бестселлеров. Здесь же несколько новеньких гитар. Они и есть одна из форм борьбы с попсой. Начинали с одной, самой примитивной «деревяшки», и в репертуаре были в основном песни из мультфильмов. Сегодня с воспитанниками занимается профессиональный педагог, а на республиканском радио уже записан первый CD-диск детского ансамбля «Родник». Недавно своим выступлением ребята удивили даже профессионалов. В гостях у них был давний друг — группа «ДДТ». Музыканты привезли детям звукозаписывающую студию «Roland» и, послушав песни, которые сочинили мальчишки из «Родника», убедились в своевременности своего дара.
Несмотря на некоторую цензуру, за мальчишками остается свобода выбора. Как правило, закончив школу, выпускники поступают в вузы, но для них всегда открыты двери Детского корпуса. Ведь, по сути, монастырь их единственный дом, где их всегда ждут и где им рады. А ждут их не только монахи, но и те двадцать человек: повара, воспитатели, учителя, которые работают здесь.
Передо мной разворачивают лист ватмана. На нем фамилии ребят и их школьные отметки. «Вот этот мальчик поступил к нам недавно. Видите — перебивается с двойки на тройку. Понадобится время, прежде чем у него, как и у других, будут четверки и пятерки по всем предметам», — разъясняет монах.
На книжных полках в классе, где занимаются ребята, стоят тяжелые тома детской энциклопедии издательства «Аванта». А вечерами к детям приходят учителя, помогают им при выполнении домашнего задания. В компьютерном классе мальчишки могут покопаться в Интернете, научиться в совершенстве владеть электронным помощником. В монастыре считают, что их воспитанники должны выходить в жизнь с потенциалом знаний, которыми сегодня обладает цивилизация, у ребят должно быть все, что поможет реализовать то лучшее, что заложено Господом...
Рассматривая фотографии в коридорах Детского корпуса, видишь открытые лица и внимательные глаза подростков. Вот они в белых рубашках с бабочками, садятся в автобус, который отвезет их и других детей из окрестных поселков в школу. Вот они в тельняшках свободно лежат вокруг импровизированного лесного стола в одном из многочисленных в окрестностях заповедных мест.
Попадая сюда с улиц, из приемников-распределителей, ребята, понятно, не ждут уже от жизни ничего хорошего, не верят взрослым, которые многократно их обманывали и предавали. В судьбе каждого из них — жизнь по жестоким законам улицы, тяжелые отношения с родителями и даже трагедии. У единственного не уехавшего в тот день в школу мальчишки пьяный отец на глазах зарубил мать. Пережив такое, можно только замкнуться в себе, закрыть свою душу, приняв за правило: «Не верь, не бойся, не проси». А чтобы они поверили, нужно время и душевные силы. Чтобы они перестали смотреть с недоверием — нужна любовь.
Правда, зачастую вначале детей приходится просто лечить и откармливать. Когда их привозят в Детский корпус, не всегда можно, даже предположительно, определить их возраст. Жизнь в постоянных антисанитарных условиях, недоедание и моральные испытания делают свое дело...
Две дороги
Из окна Детского корпуса видна территория, не принадлежащая монастырю. Там за забором совсем другая жизнь, там по заснеженной дороге идет отряд мальчишек в черных робах. Это ребята из специального профессионально-технического училища. В него попадают те, кто уже успел нарушить закон. Здесь они отбывают срок и получают профессию. Отсюда уходят в жизнь, из которой чаще всего вновь попадают в заключение. Не знаю, задумываются ли воспитанники монастыря о том, что и они могли оказаться по ту сторону забора... Жизнь наглядно показывает, что на развилке дорог Господь указал им на счастливый поворот.
Не забывая о «своих детях», монастырь материально и духовно помогает и ребятам из училища... Обращает внимание на жизнь учащихся СПТУ и местная администрация, понимая, что из привычной для этих подростков криминальной среды есть только один выход — профессиональная армия. Район выходил с такой инициативой на Министерство обороны, но отклика не нашел. Возможно, дело в том, что обустройство такой «учебки» для трудных подростков требует денег и кадров, способных найти подход к очерствевшим ребячьим душам. Пока это получается только у монахов.
Константин Сумнительный,
журнал «Лидеры образования»,
г. Москва