Статьи


06.01.2005

Первый фестиваль православных СМИ

В последние годы в России не только восстанавливаются храмы и монастыри, но и возрождаются различные формы церковного служения, в том числе и православная журналистика как одно из важнейших направлений миссионерской деятельности Церкви…

Фестиваль

С 16 по 18 ноября в Москве впервые проходил фестиваль православных СМИ. В нем приняли участие более 200 средств массовой информации: общецерковные и синодальные издания, газеты, журналы, радио, телевидение, интернет-версии православных СМИ. Казанская епархия представляла свои периодические издания: духовный альманах «Православный собеседник» (Казанская Духовная Семинария), молодежную миссионерско-просветительскую газету «Собрание» (Казань), газету «Лоза» (Альметьевск), «Параскева» (Лениногорск), «Животворящий источник» (Алексеевский район), «Раифский Вестник» и детское приложение «Светлячок» (Зеленодольский район)…

К сожалению, на фестивале «Вера и слово» не было представителя газеты «Раифский Вестник» — всего лишь два представителя епархии стали участниками фестиваля. Поэтому сегодня, пользуясь услугами сети Интернет и благодаря интервью, которое дал «Раифскому Вестнику» один из представителей Казанской епархии на православном фестивале — секретарь Казанского епархиального управления Александр Петрович ПАВЛОВ, мы можем предоставить информацию для наших читателей.

— Фестиваль был просто необходим, появилась возможность познакомиться с другими православными изданиями, да и себя показать…

Общаясь на фестивале, обсуждая публикации с точки зрения их профессионализма, мы поняли, что надо поднимать качественный уровень православных изданий. В этом, собственно, и была профессионально-учебная задача фестиваля, ведь если православный журналист или священнослужитель неграмотен, то и отношение к Церкви будет соответственное.

Конечно, в православной журналистике есть свои проблемы. Одна из главных — это проблема распространения. Она существует не только у нас, региональных изданий, но и столичных. Например, известный московский мессионерский журнал «Фома» в регионах почти не распространяется. Нужно, чтобы регионы имели возможность выходить на Москву и наоборот. Еще одна проблема многих изданий — перепечатка других изданий. Порой до 90 процентов материалов от всего объема газеты…

Что касается наших представленных изданий. Был проявлен интерес к изданию Духовной Семинарии «Православный собеседник», к альманаху «Собрание», газета «Раифский Вестник» отмечена как профессиональная, многих интересовала детская газета «Светлячок» — в епархии это единственное детское издание. Как показал фестиваль, в России вообще мало хороших детских периодических изданий. В региональной прессе не хватает православных СМИ, ориентированных на светскую школу — и на учителей, и на детей.

Именно журналистика может стать мостом между школой и Церковью, считает и Андрей МИШУЧКОВ, преподаватель Оренбургского епархиального духовного училища:

— На наш взгляд, нельзя отделять православную журналистику от богословия, потому что журналистика — это богословие, понятное светским людям. И задача православной журналистики — аутентично и профессионально донести до читателя христианскую традицию, не повредив ее исторической, духовной и культурной составляющих. Как это сделать? Одно из средств — поговорить об иерархии ценностей в святоотеческом предании, Священном Писании. Многие проблемы коренятся как раз в том, что внимание уделяется второстепенным вопросам, а забывается самое главное. В любой статье, даже о православной кухне, хорошо бы давать целостное представление о духовных ценностях православия.

Православная Церковь универсальна, она объемлет весь мир, Христос пострадал за весь мир, но сейчас мы часто сталкиваемся с самозамыканием православной культуры. Православная журналистика не должна упустить главную задачу — просвещение всего мира, стремление к апостольскому служению, к несению света в этот мир. Опасность кроется в создании газет с идеологией, ориентированной на замкнутое православное сообщество, безусловно оппозиционное светской и государственной культуре. Этим мы вредим себе и своим целям, создаем имидж «фанатиков-ортодоксов».

Отсюда еще одна задача — православная журналистика должна ставить реализуемые, а не эфемерные задачи в социальном служении Церкви, больше говорить о позитивных шагах, позитивное должно преобладать над негативным, над апокалиптичностью.

Помимо этого есть коммуникативная задача — налаживание контактов между разными регионами. К сожалению, зачастую мы оторваны друг от друга, наши газеты и журналы имеют маленький тираж, поэтому было бы хорошо перевести все это в Интернет. К коммуникативным же задачам фестиваля можно отнести установление диалога со светскими СМИ, поскольку многие проблемы общества мы можем решать вместе.

Пресс-секретарь Волгоградской епархии Сергей ИВАНОВ:

— Одна из главных проблем, на наш взгляд, состоит в том, что церковная информация востребована в узком сегменте информационного общества. Кроме того, большинство православных СМИ зациклены на местных проблемах, в них редко встречается общецерковная информация. К тому же местные православные СМИ зачастую не профессиональны. В большинстве епархиальных и приходских газет много чересчур объемного, нечитаемого материала — так называемых «кирпичей», да еще и напечатанных мелким шрифтом и с плохими фотографиями. Они не ориентированы на читателя...

Низкая зарплата журналистов, отсутствие четкой системы распространения прессы — все это создает препятствия на пути развития православных СМИ.

По итогам фестиваля был составлен специальный документ, в котором, в частности, делается акцент на

— разработку общецерковной информационной концепции;

— создание православных курсов повышения квалификации для журналистов;

– организацию пресс-служб при епархиальных управлениях Русской Православной Церкви в соответствии с решениями Архиерейского Собора 2004 года. Эти пресс-службы должны координировать работу епархиальной печати, вести диалог с общественными и государственными СМИ, осуществлять информационную поддержку социальных и общественных инициатив Церкви, участвовать в обмене церковными новостями с другими епархиальными пресс-службами, создавать епархиальные интернет-сайты, вести летопись жизни епархий, поддерживать сотрудничество с местными православными общественными деятелями, представителями культурного и научного сообщества…

подготовили
Ольга Крестинина
Евгения Бондаренко