Статьи
Святая преподобномученица
Святая преподобному-ченица Великая княгиня Елизавета Федоровна была вторым ребенком в семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы. Домашние звали ее Элла. Ее душевный мир слагался в кругу согретой взаимной любовью семьи. Мать Эллы умерла, когда девочке было 12 лет, она заронила в юное сердце зерна чистой веры, глубокого сострадания к плачущим, страдающим, обремененным.
...Спустя несколько лет вся семья сопровождала принцессу Елизавету на ее свадьбу в Россию.
...Пребывание супружеской четы на Святой земле в 1888 году глубоко поразило Елизавету Федоровну: Гефсиманский сад, Голгофа, гроб Господень — сам воздух освящен здесь Бажиим присутствием. «Как бы я хотела быть похороненной здесь», — скажет она. Этим словам суждено было сбыться.
После посещения Святой земли Великая княгиня Елизавета Федоровна твердо решила перейти в Православие. 12 (25) апреля в Лазареву субботу было совершено Таинство Миропомазания Великой княгини Елизаветы Федоровны. У нее осталось прежнее имя, но уже в честь святой праведной Елизаветы — матери святого Иоанна Предтечи. После Миропомазания император Александр III благословил свою невестку драгоценной иконой Нерукотворного Спаса, с которой Елизавета Федоровна не расставалась всю жизнь и с ней на груди приняла мученическую кончину.
1905 год. Массовые беспорядки, многочисленные жертвы, погибшие от рук революционеров-террористов. 5 (18) февраля 1905 года Великий князь Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной в него террористом Иваном Каляевым. На третий день после гибели мужи Елизавета Федоровна поехала в тюрьму к убийце. Она хотела, чтобы Каляев раскаялся и молил Господа о прощении, но он отказался. Несмотря на это Великая Княгиня просила императора Николая II о помиловании Каляева, но это прошение было отклонено.
«Стяжи дух мирен и вокруг тебя тысячи спасутся», — говорил преподобный Серафим Саровский. Молясь у гроба мужа, Елизавета Феодоровна получила откровение — «отойти от светской жизни, создать в помощь бедным и больным обитель милосердия».
После четырехлетнего траура Великая княгиня облачилась в одеяние крестовой сестры любви и милосердия и, собрав семнадцать сестер основанной ею Марфо-Мариинской обители, сказала: «Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих».
С самого начала своей жизни в Православии и до последних дней Великая княгиня находилась в полном послушании у своих духовных отцов. Без благословения священника Марфо-Мариинской обители протоиерея Митрофана Серебрянского и без советов старцев Оптиной пустыни, Зосимовой пустыни и других монастырей, она сама ничего не предпринимала. Ее смирение и послушание были удивительными.
9 апреля 1910 года она принимает монашеский постриг. После Февральской революции к Великой Княгине приехал шведский министр, который, по поручению кайзера Вильгельма, уговаривал ее уехать из все более неспокойной России. Тепло поблагодарив министра за заботу. Великая княгиня совершенно спокойно сказала, что не может оставить свою обитель и вверенных ей Богом сестер и больных и что она решила твердо остаться в России.
В апреле 1918 г. на третий день Пасхи Елизавету Федоровну арестовывают, вместе с ней добровольно пошла под арест ее келейница Варвара Яковлева. Вместе с Великими князьями Романовыми их привозят в Алапаевск. «Господь нашел, что нам пора нести Его крест. Постараемся быть достойными этой радости», — говорила она. Глубокой ночью 5(18} июля Великую княгиню Елизавету Федоровну и ее келейницу Варвару Яковлеву вместе с другими членами императорского Дома сбросили в шахту старого рудника. Из шахты слышались молитвенные песнопения.
Несколько месяцев спустя армия адмирала Александра Васильевича Колчака заняла Екатеринбург, тела мучеников были извлечены из шахты. У преподобно-мучениц Елизаветы и варвары и у Великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения. Тело Елизаветы Федоровны осталось нетленным. Усилиями Белой армии гробы с мощами прегюдобно-мучениц в 1921 году были доставлены в Иерусалим и положены в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании, согласно желанию Великой княгини Елизаветы.
Мария ШЕПЕЛИНА