Статьи
РПЦ и РПЦЗ: преодоление отчуждения
Достигнута принципиальная договоренность об объединении Русской Православной Церкви, разделившейся на две части в 20-е годы прошлого века. Предполагается, что Русская Православная Церковь за границей получит автономный статус в составе Русской Православной Церкви.
Это означает, что «зарубежники» будут самостоятельно избирать главу своей Церкви и распоряжаться собственностью, но РПЦЗ будет находиться в каноническом единстве с Московской Патриархией. Как проходит процесс объединения Церквей? Какие обстоятельства объединения требуют особенного обсуждения и разрешения?
Ответы на эти и другие вопросы прозвучали в ходе онлайн-конференции, гостями которой были протоиерей Максим КОЗЛОВ, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ, преподаватель МДАиС, заместитель председателя Учебного комитета РПЦ, и Алексей СВЕТОЗАРСКИЙ, эксперт по истории Православной Церкви, преподаватель МДАиС и Сретенской духовной семинарии, заместитель председателя Учебного комитета РПЦ.
Должна ли Русская Православная Церковь покаяться за те смертные грехи, которые были совершены частью ее руководства и паствы при сотрудничестве с государством? Под Русской Православной Церковью имеется в виду РПЦ МП и РПЦЗ теперь уже в одном лице.
Протоиерей Максим КОЗЛОВ:
— Категория смертных грехов — та материя, которая ведома только Богу. Даже по отношению к анафематствованным грешникам Церковь определяет лишь их статус здесь, на земле, но не их загробную участь. И покаяние — таинство не коллективное, а индивидуальное. Как невозможно креститься за другого человека, так невозможно за него и покаяться. Если же говорить об имевших место прецедентах «сервилизма», недопустимых компромиссов, сотрудничества с властями и карательными органами, то как принцип они уже осуждены и отвергнуты в «Основах социальной концепции РПЦ».
Что же касается упреков конкретным иерархам, священнослужителям, деятелям Церкви, то, прежде чем высказать их, следует вспомнить слова Евангелия: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7: 3) К тому же почти никто из нас и тем более фактически никто из деятелей Зарубежной Церкви не может отнести себя к тем поколениям, которые пережили опытно те беспрецедентные гонения, которые обрушились на Православную Церковь в XX веке.
Какое значение имеет объединение для простых верующих?
Протоиерей Максим КОЗЛОВ:
— Объединение для простых верующих имеет такое же значение, как если бы Монтекки и Капулетти подружились, забыли все бывшие обиды, вместе помолились на гробе Ромео и Джульетты и навсегда осудили институт кровной мести. Какой бы далекой ни казалась эта аналогия, но преодолено ничуть не меньшее средостение. Лучше сейчас не вспоминать тех слов, которые с обеих сторон были сказаны за эти десятилетия. И то, что две части Русской Церкви готовы оставить все взаимные обиды позади, есть подлинное чудо Божие.
Будет ли теперь свободное право на обучение в академиях и семинариях России и зарубежья?
Алексей СВЕТОЗАРСКИЙ:
— Еще до того, как между РПЦ и РПЦЗ наметились тенденции к объединению, в наших духовных школах, академиях и семинариях проходили обучение клирики РПЦЗ, как на стационаре, так и в секторе заочного обучения. Что же касается знаменитой семинарии в Джорданвилле (США), то в настоящее время там преподают два выпускника наших духовных школ. Преподаватели приглашены священноначалием РПЦЗ и имеют на это благословение Святейшего Патриарха.
Скажите, пожалуйста, а не приведет ли это объединение к созданию ветви в РПЦЗ ярых противников объединения, которые внесут еще большую смуту в умы зарубежных прихожан?
Алексей СВЕТОЗАРСКИЙ:
— Полагаю, что группа противников объединения, численно незначительная, уже оформилась. Возможно, она окажет некоторое влияние на зарубежную паству. Но не будем забывать о том, что их положение будет определяться неприятием соборного решения, которое обязательно для всех членов Церкви. А это неприятие не оставляет шансов для канонически законного устроения церковной жизни. Можно предположить, что противники объединения будут искать контакты с разного рода раскольническими течениями вроде греческих старостильников.
После завершения воссоединения избрание нового главы РПЦЗ будет утверждаться Патриархом всея Руси, или я неправильно понимаю?
Протоиерей Максим КОЗЛОВ:
— Окончательно все аспекты статуса РПЦЗ как части единой Русской Церкви будут опубликованы в «Акте о каноническом общении», который еще только будет опубликован. Но если проводить естественную аналогию с Украинской Православной Церковью Московского Патриархата, то можно предположить, что при свободе избрания главы, первоиерарха русского зарубежья епископами РПЦЗ, утверждаться он будет Синодом всей Русской Православной Церкви.
Опубликован ли где-либо в печатной или электронной форме русский текст проекта Акта о каноническом общении? Предусматривает ли он вхождение представителей РПЦЗ в состав Священного Синода РПЦ?
Протоиерей Максим КОЗЛОВ:
— Акт о каноническом общении будет опубликован для ознакомления с его содержанием клира и паствы обеих частей Русской Церкви совместно двумя комиссиями, ведущими переговоры, направленные на достижение нашего единства. Тогда же будут сообщены и детали проведения его торжественного подписания.
Послужит ли участие РПЦ в работе Всемирного Совета Церквей преградой к объединению?
Протоиерей Максим КОЗЛОВ:
— Со стороны IV Всезарубежного Собора было высказано пожелание, чтобы вопрос о участии РПЦ в работе Всемирного Совета Церквей стал одной из тем Поместного Собора РПЦ. Думается, то время, которое пройдет до грядущего Поместного Собора, можно будет плодотворно использовать для снятия недоумений и предубеждений и для выработки единой позиции по отношению к неправославному христианству. В этой связи интересно будет указать, что темой ближайшей общецерковной богословской конференции станет рассмотрение церковного учения о таинствах, что имеет непосредственное отношение именно к характеру и возможности общения с инославными. Не сомневаюсь, что деятельное участие в этой конференции примут богословы и священнослужители РПЦЗ.
Расскажите, пожалуйста, в чем, собственно, заключаются противоречия, которые разделяли Церкви столько лет?
Алексей СВЕТОЗАРСКИЙ:
— Разделение не было вызвано вопросами вероучительного характера, а диктовалось по преимуществу внешними и отчасти политическими причинами.
Протоиерей Максим КОЗЛОВ:
— Мы разнились в отношении к прошлому России, к путям выживания Церкви в условиях тоталитарного режима, в отношениях с не-православным христианским миром. Еще раз повторим, что на сегодня в главном понимание по всем этим проблемам достигнуто.
Очень много говорят о расколе русского общества, как следствии раскола двух Церквей...
Протоиерей Максим КОЗЛОВ:
— Мне представляется, что разделение русского православия на две ветви было главным на сегодня неизжитым последствием гражданской войны — одного из самых трагических событий русской истории XX века, когда в течение долгих десятилетий единая русская нация претерпела братоубийственную коллизию и трагедию многомиллионной миграции. Именно объединение русского православия будет означать, что гражданская война закончилась. И когда мы будем говорить: «Россия, русский народ, Русская Церковь», мы будем иметь в виду одни и те же понятия. Так что это вопрос не в плоскости светскости современного Российского государства, а в плоскости нашей общей истории.
по материалам сайта «Павославие и Мир»