Статьи
Выжженная земля души человеческой
Иду как-то по парку за ДК им. Горького, что в Зеленодольске. Навстречу две девчушки, лет по двенадцать — суют мне в руки какую-то бумажку. Ну, думаю, нынче все бизнесом занимаются, девчонки вот — новомодным «промоушеном». То есть раздают разные зазывательные листовки в разные заведения. Магазины там, бары, кинотеатры. Но это в Казани, а в Зеленодольске мне вручили билетик на научную лекцию. Интересно, знали ли девчонки, куда приглашали народ? Надпись на бумажке гласила, что лекция будет по дианетике...
Исследователи выделяют пять основных признаков тоталитарных сект:
|
На лекции сайентологов я побывал как-то весной. Хорошо поставленный фильм, доброжелательные люди, масса литературы, которую ненавязчиво рекомендовали купить… Можно было продолжить «образование», съездив на лекцию в Набережные Челны. Правда, уже не бесплатно. Кроме того, милых девушек интересовали мои проблемы — как же, нынче легко никто не живет! Наверняка с женой проблемы, или сын подворовывает из дома, или просто как-то все не устраивает. Плохо как-то жить, тяжело! А мы, наша организация, поможем от проблем избавиться.
Зашла речь и о процедуре, которая спасет меня от всех моих затруднений, — об одитинге. Что это такое, написал как-то журнал «Деньги» — статья называлась «Товарищество на вере». Как пишет Владимир Иванов, директор центра «Россия без наркотиков», посредством одитинга сайентологи зарабатывают деньги. Это что-то вроде исповеди, которую сайентолог обязан проходить время от времени. Помимо этого, как пишет Иванов, сайентологи зарабатывают на различных курсах по ведению бизнеса и личностного роста.
Плохо это или хорошо, в общем, не мне судить. Однако... Милые женщины обиделись, что я не купил ни одной книжки. Их удивило, что у меня, слава Богу, нет никаких проблем и я не хочу рассказать о них одитору… Может, желание заработать на мне было куда более сильным, чем желание мне помочь? И на самом деле они верили не в науку, а просто в деньги?
СВОБОДА ВЕРЫ ИЛИ ПЛЕН?
Но, в конце концов, если верю в Бога, я всегда могу пойти в церковь. Пойти сам, по собственному желанию, а не по пригласительной листовке. Традиционные конфессии дают человеку не только веру, но и свободу воли. А не связывают какими-то обязательствами. Хотя потенциальные клиенты сайентологов, скорее всего, не имеют глубокой веры. Они скорее верят в науку — и на этом их можно обмануть...
Кстати, вы не задумывались, почему ни одна традиционная конфессия — ни ислам, ни православие, ни буддизм — не зазывают в свои храмы? Вы где-нибудь видели, чтобы священнослужитель в чалме или рясе, хватая вас за руку на улице, задавал вам вопрос — «Интересуетесь ли вы своим здоровьем»? А зайдя в храм, быть может, вы слышали, что исповедь стоит, допустим, триста рублей, а бесплатно Господь не услышит вас? А может, вы видели листовки, приглашающие на пятничный намаз?
Думаю, что нет. Традиционные религии, которым по нескольку тысяч лет, говорят о наличии у человека свободы выбора. И ответственности за свой выбор. Поэтому не надо мулле тащить человека в мечеть, а священнику — в церковь. Человек приходит сюда сам. По собственной воле.
Так почему народ клюет на все это — «Свидетелей Иеговы», мунистов, прочие учения? Наверное, просто оттого, что нет у людей веры в душе. Зато есть пустота, вакуум. А вакуум надо чем-то заполнять. И возникает букет предложений со стороны тех, кто хочет заработать деньги.
В ПАУТИНЕ
К тому же — кто из нас знает, что такое секта? Как она заставляет людей работать на себя?
Об этом пишет Александр Дворкин, историк, профессор богословия. По его мнению, никто не приходит в секту добровольно. Обычно сюда попадают люди, находящиеся в стрессовом состоянии. Попадают через обман, недобросовестную рекламу, сокрытие информации. А признаться себе в том, что тебя обманывают такие хорошие люди, очень трудно.
Как человека заманивают в секту? В первую очередь с новыми знакомыми очень приятно общаться. Они готовы вам помочь, они интересуются вами — звонят вам, приглашают на встречи. Постепенно идет привыкание. И человек уже не может обойтись без этого приятного общения в узком кругу посвященных.
А потом, незаметно, все люди разделятся на «друзей» и «врагов». Мир станет проще, он станет как бы черно-белым. Вам уже не захочется общаться с родственниками и даже с собственными детьми — они ведь вас не понимают! Вы освоите новые слова, термины, понятия. Будете проходить различные ступени посвящения — с целью достичь состояния духовного просветления, обещаной чистоты… Вместе со своими новыми друзьями вы все вместе будете повторять одни и те же тексты или в одно и то же время смотреть на небо, потому что именно в это время на небо смотрит ваш Учитель.
Вы узнаете, что вашим новым друзьям требуется помощь! Надо выкупать журналы, чтобы потом бесплатно раздавать их на улицах (так делают члены секты «Свидетелей Иеговы», которые раздают «Сторожевую Башню» или «Пробудитесь!»). Или просто для очищения души надо, чтобы у вас не было своего жилья, а вы должны делить постель с вашим соседом по комнате...
ЧЕЛОВЕК КАК МБП
Методик погружения человека в секту достаточно много. Однако все это заканчивается тем, что человек становится не нужен — его уже «выжали».
Есть в бухгалтерии такое понятие — МБП, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. Так вот, человек в тоталитарной секте — это МБП. Секта избавляется от своих старых членов, вербуя новых. Люди там — это расходный материал... Если секта перестает расти, она погибает. Круг огня все время расширяется наружу, потому что внутри, как пишет Дворкин, только выжженная земля.
По мнению Дворкина, выйти из секты можно только одним способом — не попадая в нее.
Так подумайте — зачем бросаться в объятия неизвестно кого? Только для того, чтобы оказаться в роли «отработанного материала»? Стоит ли идти на собрания, где пойдет речь о неких новых науках, если вас вот так вот приглашают прямо на улице? Ну, не бывает уличных приглашений на лекции известных ученых, политиков, писателей. У них просто нет на это денег.
А у сект — есть. И деньги, и время. Ваши деньги и ваше время, если вы безрассудно решите принести себя в жертву на сектантский алтарь.
Евгений Никонов