Статьи


15.03.2007

От кого произошли эволюционисты

Двадцатый век будут вспоминать как один из самых жестоких и трагичных. Иногда его противопоставляют предшествующему девятнадцатому веку, который кажется спокойным и благополучным. Однако впечатление это ложное. Все те разрушительные идеи и учения, осуществление которых привело к гибели сотен миллионов людей в Советской России, Германии, Китае, Албании, Камбодже и других странах, породил именно этот век – век К.Маркса, Ф.Энгельса, Ч.Дарвина, Ф.Ницше, М.Бакунина. Между этими учениями есть глубокое внутреннее родство. Все они были проникнуты духом разрушения традиции, а с нею тех духовно-нравственных ценностей, которыми веками жили люди.

Богоборческая идеология

Дарвинизм на протяжении целого столетия многие воспринимали как одно из самых великих достижений науки. С появлением в 1859 г. книги Ч.Р.Дарвина «Происхождение видов путем естественного подбора» термины «дарвинист», «дарвинизм», «борьба за существование» за короткое время сделались известными во всех слоях населения. Имя Дарвина в те десятилетия приобрело такую популярность, какую не имел ни один великий ученый.

Однако дарвинизм является не наукой, а богоборческой идеологией, принявшей вид наукоподобия. Он оказался весьма востребованным в условиях нарастающего массового неверия. Н.Я. Данилевский, ученый и оригинальный мыслитель, в капитальном труде «Дарвинизм. Критическое исследование» (СПб., 1885 – 1888, тт.1-2) точно заметил, что именем человека называются не науки, а философские учения и идеологии: «Дарвиново учение овладело умами ученых всех специальностей, всего образованного и полуобразованного общества, и не останется, и даже не остается уже, без сильного влияния и на людей совершенно необразованных. В чем же заключается причина этого необычайного явления? Если хорошенько вникнем, то найдем ее уже в самом имени, которое общий голос — и ученого мира и публики — дал этому учению, назвав его Дарвинизмом...

 Чарльз Дарвин  Николай Данилевский Томас Мальтус 

Действительно ни одно направление, данное какой-либо отрасли положительных наук, или совокупности их, сколько бы оно само по себе важно и плодотворно ни было — ни данное Коперником астрономии, ни Галилеем физике, ни Лавуазье химии, ни Жюсье ботанике, ни Кювье зоологии — не назывались и не называются Коперникизмом, Галилеизмом, Кювьеризмом и т. п. Но однако если хорошенько поищем, то найдем целую область знаний, и притом именно ту, которая, по праву или нет, считает себя во главе всех знаний и наук, т.е. философию, где такое обращение собственного имени автора философского учения в нарицательное, для обозначения целой философской системы, весьма обычно.

Все говорят Картезианизм, Спинозизм, Шеллингизм, Гегелизм для обозначения философских учений, творцами которых были: Декарт, Спиноза, Шеллинг, Гегель. Таким образом, если мы причислим Дарвиново учение к философским учениям, то подмеченная г. Тимирязевым аномалия исчезнет; окажется, что учение Дарвина получило название Дарвинизма не по причине особенного качественного превосходства и совершенства его, а по общему характеру этого учения. Оправдывается ли такое наше предположение на деле, может ли учению Дарвина быть приписан характер особого философского мировоззрения? Такой характер не только может, но необходимо должен быть ему приписан, потому что учение это содержит в себе особое миросозерцание, высший объяснительный принцип, не для какой-нибудь частности, хотя бы и самой важнейшей, но для целого миростроения, объясняющий собою всю область бытия» (Дарвинизм, т.1, Введение).

При внимательном рассмотрении легко увидеть, что дарвинизм имеет не научные истоки, а идейно-социальные. Он воспринял «передовые» идеи своего времени: материализм, антихристианский нигилизм, идею прогресса и классовой борьбы. Все это было усвоено и соединилось в наукообразный сплав. Анализ дарвиновского учения легко обнаруживает его материалистическую и антирелигиозную направленность. Эволюционизм по своей природе — атеизм, который пытается устранить Бога Творца. Объяснение происхождения мира — поле битвы двух противоположных мировоззрений: либо мир сотворен Всемогущим Творцом, либо он является единственной реальностью, абсолютен, а все, что мы сейчас наблюдаем (включая человека), является результатом самоорганизации. Третьего не дано. Желание «синтеза» этих двух учений порождает мировоззренческий гибрид: «творческая эволюция» Анри Бергсона, который приписывает творческую силу некоему таинственному «жизненному порыву» (elan vital), «христианский эволюционизм» Тейяра де Шардена и др.

Гипотеза, которая никогда не была доказана

Эволюционисты пытаются представить концепцию Ч.Дарвина как результат творческой обработки тех наблюдений, которые он сделал во время кругосветного плавания в 1831 — 1836 годы. На самом деле этот естественнонаучный материал, им собранный, позволил придать характер научного открытия идеям, которые начали формироваться еще в XVIII веке и являются порождением идеологии «эпохи просвещения». Эразм Дарвин (1731 — 1802), дед Чарльза Роберта Дарвина, который никогда не бывал на Галапагосских островах и не делал наблюдения над клювами вьюрков, излагал идеи, удивительно сходные мыслям автора «Происхождения видов».

В работе Zoonomia Э. Дарвин писал: «Когда мы вспомним метаморфоз животных, от головастика до лягушки, во-вторых, изменения, происходящие при искусственной культуре, как это имеет место у лошадей, собак и овец; в третьих, изменения, происходящие в зависимости от условий климатических и сезонных, как появление волос вместо шерсти у овцы в теплом климате и белую окраску зайцев и куропаток северных стран зимою; далее, если мы обратим внимание на изменения структуры, вызванные привычкой, а именно — у людей различных профессий, или изменения, происшедшие при искусственных повреждениях и влияниях во время утробной жизни, как-то при скрещивании видов и возникновении уродств; в четвертых, если мы обратим внимание на единство плана строения всех теплокровных животных, мы придем к заключению, что они одинаково произошли от сходного волокна». Наконец, в пятых, по мнению Э. Дарвина, все животные претерпевают изменения, которые происходят вследствие упражнения, вызванного удовольствием или приятным ощущением и которые из этих приобретенных склонностей и форм передаются потомству. Он пришел к мысли о значении окраски животных, как средства быть незаметными и потому быть защищенными. У Э.Дарвина имеются также высказывания о половом отборе. Он считал, что рога самца-оленя приобретены не для защиты или борьбы, а как украшение, и что битвы самцов имеют целью обеспечить сохранение вида посредством более сильных и активных особей.

Нетрудно проследить духовно-генетическую связь дарвиновского учения с основными философско-идеологическими идеями конца XVIII – первой половины XIX столетия. Иногда говорят об эволюции религиозного сознания Ч.Дарвина. Но если иметь в виду, что эволюция по определению ее сторонников является восхождением и совершенствованием, то надо признать, что самый знаменитый эволюционист прошел в своей духовной жизни путь в противоположном направлении — путь упадка и деградации.

Во время учебы

Ч.Дарвин (Paley W. A View of the Evideces of Christianity, 1794); Естественное богословие, или Свидетельства о существовании и атрибутах Божества (Natural Theology: or, Evideces of the Existence and Atributes of the Deity, 1802). Ему принадлежит, в частности, логически четкое построение телеологического доказательства бытия Божия. Предельно кратко его можно сформулировать так: кто найдет в поле часы, тот сделает верный вывод о том, что их создал часовой мастер, поскольку они имеют сложную конструкцию и назначение. Мироздание несоизмеримо превосходит часы сложностью и многообразием средств, устроенных для достижения целей (один только человеческий глаз показывает, как разумно сконструирована природа). Это однозначно предполагает великого Конструктора. Можно доказать, что у природы существует только один Конструктор, так как в ней ясно просматривается единство замысла для всех ее частей. Против этого довода ни разу не приходилось слышать ясные и весомые возражения. Все обычно сводится к риторике и словопрениям, в которых присутствует странная мысль, что за миллиарды лет все возможно.

«Для сдачи экзамена на степень бакалавра искусств необходимо было также изучить сочинения Пейли Основания христианства [«Evidences of Christianity»] и Нравственная философия [«Moral Phylosophy»]. Я проделал это самым тщательным образом и убежден, что мог бы по памяти полностью изложить Основания и притом очень точно, но, разумеется, не таким ясным языком, как у Пейли. Логика этой книги и, могу прибавить еще его Натуральную теологию, [«Natural Theology»] доставила мне такое же удовольствие, как Эвклид» (Воспоминания…).

По окончании Кембриджа Ч.Дарвин не стал священником, а отправился в кругосветное плавание (1831 – 1836). Ему было 27 лет. В это время он оставался еще верующим христианином. «Во время плавания на “Бигле” я был вполне ортодоксален; вспоминаю, как некоторые офицеры (хотя и сами они были людьми ортодоксальными) от души смеялись надо мной, когда по какому-то вопросу морали я сослался на Библию как на непреложный авторитет. Полагаю, что их рассмешила новизна моей аргументации» (Ч.Дарвин. Воспоминания о развитии моего ума и характера). Любимым поэтом его в это

время был Джон Мильтон (1608—1674). Отправляясь в путешествие на “Бигле”, Ч.Дарвин имел возможность взять с собою не более одной книги. Он выбрал Потерянный рай Мильтона. Ч.Дарвин много раз перечитывал поэму, вдохновленную святой Библией:

Но прежде ты,
о Дух Святой! — ты храмам
Предпочитаешь
чистые сердца,—
Наставь меня
всеведеньем твоим!
Ты, словно голубь,
искони парил
Над бездною, плодотворя ее;
Исполни светом тьму мою,
возвысь
Все бренное во мне,
дабы я смог
Решающие доводы найти
И благость Провиденья
доказать,
Пути Творца пред тварью
оправдав
(Книга первая).

Период между возвращением в Англию и женитьбой (2 октября 1836 г. — 29 января 1839 г.) для Ч.Дарвина был переломным и, можно определенно сказать, — трагическим: он потерял христианскую веру: «Я постепенно перестал верить в христианство как божественное откровение» (Воспоминания о развитии моего ума и характера. Часть четвертая).

Что же произошло? Почему люди перестают быть верующими? Причина чаще всего одна — вера не пустила корни в душе, была поверхностной. Она была посеяна на каменистой почве: её семя, как не имело корня, засохло (Мф.13:6). Бывает и другая причина: в душу вместе с добрым семенем попадает много семян терния: и выросло терние и заглушило его (Мф.13:7).

Что же можно более конкретно сказать о причинах, которые привели к тому, что Ч.Дарвин стал неверующим? Из его собственных объяснений можно догадаться, что его сознание было заражено рационализмом, тем самым рационализмом, который разрушил духовную жизнь многих людей. Человек, потерявший веру, редко остается к ней равнодушным. Постепенно приходит ожесточенная настроенность против тех убеждений, которые он когда-то разделял.

Это случилось и с Дарвином. «И в самом деле, вряд ли я в состоянии понять, каким образом кто бы то ни было мог бы желать, чтобы христианское учение оказалось истинным; ибо если оно таково, то незамысловатый текст показывает, по-видимому, что люди неверующие — а в их число надо было бы включить моего отца, моего брата и почти всех моих лучших друзей — понесут вечное наказание. Отвратительное учение!»

Столь злобная оценка религии, которая не только дала неисчислимое множество святых, но и на протяжении веков вдохновляла творчество великих художников, писателей, композиторов, побуждает задуматься: какое же социальное и нравственное учение автор труда "Происхождение человека и подбор по отношению к полу" (1871) считал истинным?

От обезьяны до человека?

Один из самых рьяных последователей Дарвина в России К.А. Тимирязев в 1909 г. опубликовал статью «Ч. Дарвин и К. Маркс (Канун шестидесятых годов, 1859 год)», в которой говорит об идейном близости этих создателей революционных учений: «В 1859 г. появилось не только «Происхождение видов» Дарвина, но и «Zur Kritik der politischen Oekonomie» Маркса. Это не простое только хронологическое совпадение; между этими двумя произведениями, относящимися к столь отдаленным одна от другой областям человеческой мысли, можно найти сходственные черты, оправдывающие их сопоставление, хотя бы в форме этого краткого очерка.

Как заключительная страница книги Дарвина, так и замечательная, блестящая пятая страница предисловия книги Маркса представляют поразительные по своей ясности и лаконичности итоги основного хода их идей. Как первая была завершением более чем двадцатилетней деятельности Дарвина, так и вторая была, по собственному признанию Маркса, “путеводной нитью” для последовавшей более чем двадцатилетней его деятельности, прерванной только его смертью еще в полном расцвете его умственных сил. Остановимся на беглой параллели этих двух произведений, которые оставили глубокий след в истории девятнадцатого и начинающегося двадцатого века, — конечно, оставят его и в последующих веках.

В чем же заключалась общая сходственная черта этих двух революций, одновременно проявившихся в 1859 г.? Прежде всего в том, чтобы всю совокупность явлений, касающихся в первом случае всего органического мира, а во втором — социальной жизни человека — и которые теология и метафизика считали своим исключительным уделом, изъять из их ведения и найти для всех этих явлений объяснение, заключающееся «в их материальных условиях, констатируемых с точностью естественных наук» <…> Мы имеем на этот счет свидетельство зятя Маркса — Эвелинга. Он категорически заявляет, что Маркс, этот феноменальный чтец, вероятно по своей начитанности не имевший себе подобного, тщательно изучил все произведения Дарвина и, когда вышел первый том «Капитала» (вторым изданием в 1873 г.), послал его Дарвину, который ответил следующим письмом: «Благодарю Вас за оказанную мне честь, выразившуюся в присылке Вашего великого труда «Капитал». От всего сердца желал бы, чтобы более основательное понимание глубоких и важных вопросов общественной экономии делало бы меня более достойным этого подарка. Хотя области наших исследований так далеки одна от другой, я все же убежден, что мы оба одинаково стремимся распространять знание, и это знание в конце концов послужит на благо человечества. Уважающий вас и преданный Чарльз Дарвин».

продолжение в следующем номере


Последнее пристанище атеиста

Чарльз Дарвин, человек неверующий и автор учения, с которым церковь долго и упорно воюет, похоронен в главном храме Вестминстерского аббатства. Этот храм называется церковью Святого Петра и был построен Эдуардом Исповедником в1052 году взамен поездки в Рим, обет совершить которую он дал, но так и не выполнил. Тогдашний Папа Римский разрешил заменить обет строительством монастыря, посвященного Святому Петру. Легенда гласит, что при освящении собора присутствовал и сам Святой Петр, перебравшийся через Темзу на лодке и расплатившийся с лодочником огромным лососем. То, что тут похоронен Чарльз Дарвин, — убежденный богоборец, противник религии и Церкви и предтеча вульгарного атеизма, безусловно, говорит о терпимости Церкви, против которой ученый выступал при жизни