Статьи
Первооткрыватели
Раифа, Раифский лес — известный на всю страну памятник природы. Благодаря тому, что с 1674 по 1918 годы владельцем этого лесного массива был монастырь, который не допускал здесь сплошных рубок, леса в большей степени сохранили свои первозданные естественные черты; сегодня они являются старейшими в Восточной Европе...
Вторая особенность Раифы — это большое разнообразие лесов, представляющих основные варианты таежных, смешанных и широколиственных лесных сообществ, а их распространение по территории в миниатюре имитирует здесь всю зональность лесов европейской России.
Раифа — богатая «живая коллекция» типов леса, лесной музей под открытым небом.
Неудивительно, что этот замечательный уголок природы привлекал к себе внимание многих ученых-натуралистов. Это время яркого выражения многими людьми лучших своих побуждений и лучших своих качеств, бескорыстного служения общим целям... В самом начале открытия Раифы как уникального научного полигона стоят две удивительнейшие фигуры русской ботаники — Порфирий Никитич Крылов и Сергей Иванович Коржинский.
В 1883 году Крылов впервые посетил Раифу и «открыл» ее для науки. Раифский лес произвел на Крылова большое впечатление, которым он сразу же поделился со своим другом, будущим академиком, Сергеем Коржинским. В Раифе они первыми провели флористические сборы растений. С 1884 года Коржинский вплотную занялся изучением растительности Раифы. Им было собрано здесь более 160 видов растений. Эти материалы вошли в капитальный труд «Флора России».
Следующим крупным ученым, изучавшим растительность Раифы, стал Андрей Яковлевич Гордягин. Раифа ему как бы перешла в наследство от Коржинского.
Начав свои исследования в 1887 году, Гордягин особое внимание уделял изучению влияния на лес человеческой деятельности. Он первым занялся изучением почв Раифского леса, посвятив специальную статью почвообразующей деятельности муравьев. Свои работы Гордягин проводил с участием учеников. Позднее он сам писал, что Раифа «являлась как бы своеобразной лабораторией, работа в которой развивала у начинающих казанских ботаников прочную склонность к научной деятельности. Здесь Гордягин и его ученики впервые в России ввели в практику изучение лесной растительности путем заложения пробных площадей. В 1914 году в озерах Раифы было найдено редчайшее реликтовое растение — полушник озерный, что указывает на идеальную чистоту раифских озер того времени. К 1917 году относится первая идея создания в Раифе заповедника, которую Гордягин выдвинул от имени Общества естествоиспытателей при казанском университете. После революции в университете открылся лесной факультет. По инициативе Гордягина лесфаку была передана Раифа, получившая статус университетского учебно-опытного лесничества. С 1922 года здесь возобновились студенческие практики. Темой одной из студенческих работ была «Зарастание песков у Раифского озера». В двадцатые годы начинаются в Раифской даче зоологические работы под руководством А.А. Першакова. В 1926 году он опубликовал «Видовой состав летних птиц. Раифа». Першаков обладал удивительным талантом привлекать к себе молодежь, заряжая ее своей особой любовью к живой природе. Целая плеяда казанских зоологов выросла под его руководством.
Раифа — красивое и странное место, где предания об ищущем уединения в молитвах иноке переплелись с почти легендарными биографиями искателей научного знания. Считается, что наука и религия являются антогонистами. Однако есть общая черта, которая делает их совершенно похожими: в идеале и та, и другая требуют только одного — поиска истины, который уже по определению не может не быть бескорыстным.
Справка
Раифа являлась учебно-опытным лесничеством высшей лесной школы до 1932 года, пока последняя не была переведена в г. Йошкар-Ола (сегодня — Марийский государственный университет). Интересно, что первоначально рассматривался вопрос о переводе Казанского лесотехнического института не в Йошкар-Олу, а в Раифу, в связи с чем было даже принято постановление Совета Народных Комиссаров ТАССР №649 от 26 ноября 1932 года «Об организации в Раифе Института инженеров лесного хозяйства по Лесам Местного Значения».
К работе по становлению высшей лесной школы Поволжья наряду с замечательными учеными-лесоводами были привлечены лучшие силы Казанского университета. Ботанику преподавал А.Я. Гордягин, зоологию — Н.А. Ливанов, химию — А.Е. Арбузов, математику — Н.Н. Парфентьев, геологию — М.Э. Ноинский, минералогию — Б.П. Кротов...
См. также: