Статьи


24.01.2008

Благовонное курение

 

  Ferula galbaniflua Boiss. et Buhse—ферула камеденосная;

Apiaceae (Umbelliferae) — сельдерейные (зонтичные);

Syzyium aromaticum (L.) Merr. et Perry — гвоздика душистая;

Myrtaceae — миртовые

С древних времен сжигание пахучих смол или ароматной древесины было у всех народов наиболее универсальным для всех религиозных обрядов знаком преклонения.

Общее название сжигаемых в дар богам благовоний — фимиам — пришло к нам из греческого языка. Этим словом древние греки приблизительно с VI века начали называть привозимые финикийцами ароматические смолы, которые при нагревании распространяли вокруг превосходный бальзамический запах, а при сжигании давали ароматный дым.

Возможно, что фимиам первоначально использовался, чтобы заглушить запах приносимых жертв и погребальных костров, но позднее его стали сжигать самостоятельно, как чисто символическое приношение. Много тысячелетий спустя русский религиозный философ и ученый П.А.Флоренский сказал, что связь эта заключается в том, что кадильный дым струится в небесные сферы и возвращается оттуда в виде благодати Святого Духа, то есть физическая сущность превращается в духовную.

Христианская церковь, поначалу настороженно относившаяся к ассоциации между фимиамом и поклонением языческим богам, скоро тоже начала использовать его, превратив в общую церковную традицию сопровождать богослужения курением (сжиганием) ладана.

Древние иудеи использовали курительные составы для принесения во время богослужения бескровной жертвы. Перечень компонентов и пропорции таких курений тщательно регламентировались. Этот состав не разрешалось применять ни для каких других целей: «Курения сделанного по сему составу, не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа. Кто сделает подобное, чтобы курить им, истребится из народа своего» (Исход, 30:37-38).

Обряд жертвы курения могли совершать только священники в скинии, а позднее — в храме. Обязательным компонентом курительного состава был ладан, к которому добавляли различные ароматные смолы в той или иной степени ценившиеся египтянами, греками, римлянами и христианами всех стран, но в Торе и, соответственно, в Ветхом Завете четко указано, что к ладану могут быть добавлены только стакти, оних и халван.

Ароматную смолу, которую в Библии называют то стакти, то стакси, а то и вовсе бальзамом, добывали из фисташки мастичной — Pistacia lentiscus L., которая росла в самом Израиле. Из коры стволов и крупных ветвей мужских растений подсечкой получают мастике — продукт, состоящий из смолы, растворенной в эфирном масле. При нагревании мастике издает приятный запах и поэтому иногда в Синодальном переводе Библии именуется «бальзамом» или «стакси».

Кадило

Ладан, который в данном контексте назван «ливан», нам также уже хорошо известен. Поэтому остается только выяснить, что представляют собой халван и оних. Ладан (Olibanum) представляет собой смолистое вещество, добываемое из различных растений, но основным источником настоящего ладана с древнейших времен и по сей день, конечно, является босвеллия священная. Это дерево высотой 3-5 м. Цветки с пятичленным, белым или бледно-розовым венчиком, собраны в короткие кисти.

Гальбанум, гальбан, или библейский халван, — с характерным ароматным запахом... Это обитающее в пустыне растение приспособилось к суровым условиям тем, что имеет очень развитую корневую систему, способную добывать воду с больших глубин, и своеобразный цикл развития.

Ферула гальбаноносная растет в странах Центральной и Западной Азии, где с древнейших времен и по сию пору из нее добывают гальбан. Для этого у взрослых растений последовательно срезают листья у самого основания, стебель у корня и затем делают срезы на вертикальном корне. На свежих срезах появляется млечный сок, который от контакта с воздухом быстро густеет, образуя застывшие капли, или «слезки», размером с небольшой лесной орех, белого цвета с неприятным, горьковатым, резким вкусом и сильным, специфическим, ароматическим запахом. Высохший млечный сок собирают и поставляют на рынок под торговым названием Galbanum.

Одни исследователи Библии считают, что под этим именем скрывается ладан, полученный из ладанника ладаноносного, не приводя, впрочем, в пользу этого мнения достаточно веских доказательств.

Другие с не меньшим жаром утверждают, что слово «шехелет», переданное на русский язык как «оних», обозначает мелко размолотый ароматный порошок, получаемый из раковин некоего рогатого моллюска, обитающего то ли в Красном море, то ли в Средиземном.

При сжигании на огне этот порошок источает сладкий аромат, столь необходимый священному фимиаму. По поводу этой интерпретации слова «оних» сломано немало копий, но это ни на йоту не продвинуло исследователей на пути выяснения вида моллюска, раковины которого обладали таким своеобразным свойством.

Третьи говорят, что это не что иное, как гвоздика.

В царстве пряностей гвоздика занимает особое место в силу своих исключительно ярко выраженных ароматических качеств. Ей приписывались необыкновенные свойства и способности, порой самые фантастические.

Древним евреям гвоздика была известна еще в ветхозаветные времена, благодаря все тем же финикийским купцам, и конечно, задолго до этого ее использовали в тех странах, где росли эти ароматные деревья. Так же как и гальбан, гвоздику использовали для изготовления составов, дающих ароматный дым, употребляли как пряность и применяли в качестве лекарственного средства.

Для получения пряности, известной под названием гвоздика, с деревьев, достигших шестилетнего возраста, срывают недозрелые бутоны, без цветоносов, и опускают их на несколько минут в кипящую воду, после чего высушивают на солнце. Качественно обработанная гвоздика обладает сильным ароматом и жгуче-горьковатым вкусом.

Таким образом, для составления курительного состава, согласно Библии, нужно было смешать в равных частях ладан, смолу фисташки мастичной, гальбан и гвоздику. Смесь тщательно размалывали до тех пор, пока она не превращалась в порошок, который и называли то фимиамом, то благовонным курением. Для того чтобы получить достаточно много дыма, этот порошок помещали на горящие древесные угли, которые предварительно пропитывали раствором селитры, чтобы они не гасли.

Благовонное курение символизирует в Ветхом и Новом Заветах и жертву, и выражение благорасположенности Господа: «Приму вас, как благовонное курение, когда выведу вас из народов и соберу вас из стран, по которым вы рассеяны, — и буду святиться в вас пред глазами народов» (Иезекииль, 20:41). В Новом Завете апостол Павел пишет филиппийцам: «Я получил все и избыточествую; я доволен, получив от

Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу» (К филиппийцам, 4:18).

Курильница символизирует молящегося. Возносящийся дымок, имеющий сильный ароматный запах, изображает христианскую молитву, обращенную к Богу, ибо сказано: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя» (Псалтирь, 140:2).

И.Н. Сокольский,
«Прекрасные
растения Библии»

см. также