Статьи
Лилия долин
Lilium candidum L. —
лилия белоснежная;
Liliaceae — лилейные;
Anemone coronaria L. —
ветреница корончатая;
Ranunculaceae — лютиковые.
С севера и востока к Яффе, одному из старейших городов и портов мира, сохранившему свой библейский колорит, подступает золотисто-синяя от воздуха и солнца равнина Хашарон (Шарон, Сарон), названная в русском переводе Библии Саронской долиной. Эта долина длиной 65 км и шириной примерно 15 км является частью обширной Приморской равнины, расположенной на средиземноморском побережье Израиля.
За узким песчаным берегом расположена полоса плодородных обрабатываемых земель. На Приморской равнине обитает большинство населения, сосредоточена основная часть промышленного и аграрного потенциала Израиля и находятся главные портовые города Хайфа, Ашдод и Тель-Авив — ведущий промышленный и торговый центр страны.
Находясь в центре страны, Саронская долина служила местом многих исторических событий в библейские времена, полем битвы крестоносцев, шедших освободить Гроб Господень в Средние века. По восточному краю равнины от портового города Яффы проходил большой торговый путь в Галилею, Ливан, Сирию и дальше на Восток.
В библейские времена она выглядела совершенно иначе. На это указывает предсказание Исайи: «И будет Сарон пастбищем для овец» (Исайя, 65:10), свидетельствующее о том, что равнина не была пригодной для этого во времена пророка. Происходило это потому, что по мере приближения к морю дюны и цепи холмов затрудняли рекам выход к нему, в результате чего многие низины были заболочены. Возвышенные участки были покрыты густыми дубовыми рощами и славились красивыми цветами, росшими среди терний.
В ветхозаветном тексте Песни Песней, написанном на иврите, для названий интересующих нас растений применяются два слова, одно из которых может переводиться на русский язык не только как лилия, но и как ирис, тюльпан, анемон. Другое слово может одновременно обозначать нарцисс, амариллис и асфодель. Возможно, что в библейские времена эти названия относились к конкретным растениям, но по прошествии веков приобрели характер сборного названия группы похожих друг на друга цветущих растений или вовсе символический смысл.
Несмотря на то, что все эти великолепные цветы до сих пор весной цветут в Саронской равнине, на короткое время покрывая ее роскошным ковром, на роль лилии, упомянутой в Песни Песней, по мнению исследователей Библии, в равной степени претендуют наиболее распространенные и красивые из них — лилия белоснежная, Lilium candidum L., из семейства лилейных — Liliасеае, и ветреница корончатая, Anemone coronaria L., из семейства лютиковых — Ranun-culaceae. Предпочтение при этом отдается лилии белоснежной, так как ее изображения чаще всего можно встретить в старинных рукописных свитках, книгах и фрагментах архитектуры, дошедших до нас с библейских времен. Цветы лилии, скорее всего, послужили мотивом и для украшения столбов в доме, который построил для себя царь Соломон, о чем в Библии говорится так: «И над столбами поставил венцы, сделанные наподобие лилии; так окончена работа над столбами» (3-я Царств, 7:22).
Лилия белоснежная, древнейшая из выращиваемых человеком, представляет собой многолетнее травянистое луковичное растение высотой 80-120 см, с луковицей, состоящей из многочисленных мясистых чешуй. Цветочный стебель прямостоячий, голый. Листья очередные, обратно-яйцевидные; верхние — ланцетовидные, с дугонервным жилкованием. Цветки крупные, белые, душистые, с простым колокольчатым околоцветником из шести отогнутых листочков, собраны в поникающую кисть. Шесть тычинок. Пестик с толстым трехлопастным рыльцем и верхней завязью. Плод — коробочка.
Особое внимание к лилии в библейские времена объяснялось еще и тем, что ее цветки и луковицы использовали в лечебных целях. Кроме того, из них получали ароматное эфирное масло, которое добавляли в косметические средства и в воду для омовений. Крестоносцы привезли из Палестины в Западную Европу луковицы лилий вместе с другими луковичными и выращивали их как лекарственные растения в монастырских садах.
Для медицинских целей использовали луковицы, которые выкапывали до начала вегетационного периода или после него, а также листья и цветки, собираемые во время цветения.
Считалось, что луковицы обладают мочегонным, противовоспалительным и отхаркивающим свойством. Свежие измельченные луковицы прикладывали к ранам, твердым воспаленным опухолям. Настой из луковиц, листьев и цветков на оливковом масле исполь-зовали как косметическое средство, обладающее способностью очищать кожу от различных дефектов. Водный настой цветков лилии считался превосходным средством для умывания лица.
Кроме медицинского применения, свежие луковицы использовали как овощное растение. Из сладковатых на вкус луковиц лилии готовили приправы.
Цветки лилии и сегодня применяют в косметике, в парфюмерии, и одна из самых душистых лилий — лилия белоснежная — выращивается во многих странах с целью получения эфирного масла, ценимого не только за свой классический, завершенный и гармоничный аромат, но и за способность фиксировать и усиливать запахи других веществ. Аромат лилий сохраняется в спирте, масле, воде, но исчезает при сушке. В домашних условиях это свойство можно использовать для отдушки кремов, помады, туалетной воды.
Изящество форм, восхитительная гармония стеблей, листьев и цветов принесли лилии всемирную славу и популярность. Со времен седой древности лилии считаются символом красоты и совершенства. Сам Господь сказал о них так: «И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, ни прядут; Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (От Матфея, 6:28-29).
Спаситель противопоставляет полевой цветок образу царя, славного своей мудростью, красотой, богатством, могуществом и превосходящего всех царей земных. Спаситель не отрицает великую славу человеческую царя Соломона, Соломон прекрасен в своей славе, но полевая травка — еще прекрасней.
Таким образом Господь дает понять, что существует две ступени прекрасного. Одна ступень низшая — это человеческое тщеславие и гордыня Соломона, приведшие его к краху. Другая, высшая ступень, — это природный мир, образом которого является полевая лилия, и образом самым скромным, потому что есть немало трав и цветов гораздо более роскошных, чем полевая лилия. Но она творение Божье, подчиняется Его воле и потому прекрасна и вечна. А ко всему, что принадлежит Богу, христианство учит относиться с глубокой осторожностью и любовью. Христианин должен питать те же чувства к природе, которые были во Христе. Мы должны любить природу, мы должны видеть, чувствовать в ней Творца.
И.Н. Сокольский,
«Прекрасные растения Библии»