Статьи


29.01.2010

Красота обителей

 

Обложка книги «Монастыри. Природа и люди»

Совсем недавно вышла в свет книга «Монастыри. Природа и люди», получившая широкое признание читателей и специалистов.

В этой книге история русских монастырей предстает в необычном ракурсе. Авторы, известные специалисты по садово-парковому искусству и историческим ландшафтам академики А.П. Вергунов и В.А. Горохов, рассматривают функционально-пространственные, религиозно-семантические, эстетические взаимосвязи монастырей с природой, рассказывают о рукотворных вертоградах — монастырских садах, аллеях и цветниках, рощах и водоемах, создававшихся в течение столетий трудами русских иноков.Излагается история возникновения и развития каждой обители, неразрывно связанная с историей Русского государства.

Редакция «Раифского Вестника» решила познакомить своих читателей с этим изданием, напрямую обратившись к ее авторам. Приводим ответ В.Горохова на наше обращение."Авторы книги «Монастыри, природа и люди» рады дать согласие на опубликование выдержек из монографии в Вашей газете.

Одновременно сообщаю, что в 2009 году вышла первая книга расширенного издания под названием «Монастыри земли русской». Во второй книге предполагается рассказать о Вашем монастыре.

Выпуск намечен на конец 2010 года".

Желающие приобрести книгу «Монастыри. Природа и люди» (Монастырские сады), авторы Вергунов А. П., Горохов В. А., Издательство журнала «Москва», могут посетить сайт, где дана точная информация и адреса магазинов.

...К концу XIV-XV веков монастырские сады становятся крупнее, характеризуются более сложной планировкой, включают много декоративных элементов, таких, как беседки, трельяжи, скамьи, фонтанчики. Характерной особенностью монастырских садов является их тесная связь с архитектурой зданий, замкнутость в пределах высоких монастырских стен и построек.  

Об устройстве монастырских садов средневековой Западной Европы мы также можем судить, главным образом, по живописным и графическим миниатюрам, литературным источникам — историческим хроникам, эпосу. Наглядное представление о монастырском саде типа «Парадиз» (греч. — сад, рай) дают иллюстрации хранящейся в Петербургской публичной библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина книги «Das Stunaenbush Ludwias von Orleans». Ряд цветных иллюстраций  приводится в книге Т.Венгеля «Garten-kunst in Spiegel der Zeit» (1985). Некоторые из них соотносятся с конкретными монастырями Германии, Италии, Чехословакии и других стран, другие являются чисто литературными иллюстрациями, отражающими идеальные представления о саде, характерные для эпохи феодализма. Почти все они представляют сад как образ рая на земле. Художники изображают деревья, гнущиеся под тяжестью роскошных плодов, яркие цветы, пышные травы, птиц на ветвях, людей, безмятежно отдыхающих в тени около источника. Сады находятся под защитой высоких каменных стен с арками, разделены на отдельные «кабинеты» сквозными оградами, живыми изгородями. Замкнутость и расчленённость пространства, миниатюрность отдельных деталей, акцент на плодовых растениях, символизирующих небесные кущи, являются главными признаками монастырских средневековых садов, которые еще долгое время влияли на развитие паркового искусства в европейских странах, включая Россию.    

Цветники Раифской обители. Фото из архива "Раифского  вестника"

Говоря о монастырских садах, следует выделить два их совершенно различных типа: это большие плодовые сады за стенами монастыря и малые, в основном декоративные палисадники вблизи келий и церквей внутри обители. Внутренние сады обычно имели прямоугольную разбивку, часто с крестообразной схемой плана, что имело определенный символический смысл для христиан. Развитие садов внутри и вне стен монастыря, их появление и особенности обусловливались местными климатическими, топографическими условиями, типом, размерами самой обители.

Киево-Печерский монастырь

Печерский монастырь рос, обустраивался, украшался «аки вертоград». Постепенно в Киев переносился богатый опыт храмового строительства, благоустройства, садоводства, накопленный (ещё с VII-VIII веков) в центре православного монашества на Святой горе Афон в Северной Греции. Один из самых крупных монастырей Афона — Старый Руссик — был отдан в середине XII века полностью русским инокам. Устройство террас, рощ плодовых деревьев на южных склонах, тенистых аллей, лестниц с балюстрадами, замощение и озеленение монастырских двориков, выращивание деревьев-экзотов — все это воспроизводилось со знанием дела мастерами-монахами и паломниками. Приглашенные в Киев греческие монахи с Афона учили иноков сажать деревья, кустарники, цветы, ухаживать за ними. Древняя традиция разведения садов, переданная греческими иноками, оказалась весьма устойчивой. В интересном исследовании И.А. Шляпкина «Свт. Дмитрий Ростовский и его время (1651-1709)» со ссылками на «Описание Киева» Павла Алеппского и «Московское государство при царе Алексее Михайловиче» Аболинского есть описание Киево-Печерской Лавры: «Келии, красивые и чистые, с широкими окнами, выходили в отдельные садики...Со стороны монастыря, в улице, были расположены два прекрасных сада, в них живые изгороди из растений вроде желтого жасмина, с ягодами, похожими на виноград (крыжовник — авт.), виноградники, дававшие хорошее красное вино, и массы ореховых, абрикосовых и тутовых деревьев».

Н.Сементовский в своей работе «Киев, его святыни, древности, достопамятности...» упоминает шелковичный сад, в котором Петр I при посещении Лавры в 1708 году лично посадил несколько тутовых деревьев, а рядом уже существовал с глубокой древности «виноградный сад».

Любовь киевских монахов к цветам, плодовым и декоративным деревьям, кустарникам восхищала иноземных путешественников и много позже. Посетивший Киев в середине XVII века Антиохийский патриарх Макарий был поражен обилием цветов, плодовых деревьев, виноградных лоз во владениях Печерского монастыря. «Мы ехали среди бесчисленных садов, где были бессчетные тысячи ореховых и шелковичных деревьев и множество виноградных лоз. В каждом саду находится жилище его владельца: всего 4-5 тысяч домов с 4-5 тысячами садов, и все они составляют владения упомянутого монастыря.

...Нас водили в сад архимандрита, куда спустились из его кельи по лестнице. Входят в сад дверью в виде высокой арки с куполом. С боков она состоит из решетки, сплетенной из тонких ветвей изнутри и снаружи, и имеет один локоть в толщину. Внутри её какое-то растение с зелеными ветками и многочисленными шипами, похожее на желтый жасмин или ветви жасмина Хамы; поднимаясь из земли, оно проникает в это удивительное произведение и напоминает решетку. Всякую веточку, как только она выступит из решетки, обрезают ножницами. Из того же растения сделаны изгороди питомника этого сада...

Их стволы бывают шириной в локоть, поднимаются над землей не более  как на два локтя и в своей совокупности образуют в ширину как бы стену. Растения приносят плоды...В этом саду есть абрикосовые деревья и много шелковичных. Есть множество ореховых деревьев и еще больше виноградных лоз; вино из них красное»...

продолжение следует