Статьи
Нам есть чем гордиться!
Раифский лесной массив — уникальный памятник живой природы. Уникальность его в том, что здесь никогда не проводили масштабных рубок и природные процессы шли и идут по своим естественным законам.
Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2011 год — Международным годом лесов. Леса покрывают 31 процент поверхности нашей планеты. 13 процентов мировых лесов относятся к охраняемым природным территориям.
В то же время сокращение площади лесов Земли в результате масштабных рубок, пожаров, деградации вызывает тревогу у всего международного сообщества. Ведь леса занимают центральное место в процессе углеводородного обмена между земными экосистемами и атмосферой и вносят огромный вклад в сокращение масштабов бедности.
Раифский лесной массив — уникальный памятник живой природы.
Уникальность его в том, что здесь никогда не проводили масштабных рубок и природные процессы шли и идут по своим естественным законам. Кроме того, заповедный лесной массив вобрал в себя всю гамму типов леса всей Восточной Европы. Здесь представлены основные варианты таежных, смешанных и широколиственных лесных сообществ. Достаточно упомянуть работы профессора Казанского университета В.С.Порфирьева, который выделял здесь семь типов только соснового леса, таких как сосняки лишайниковые, брусничные, кисличные, липовые и др.
Еще одной особенностью Раифского леса являются его водоемы и болота, на которых произрастают редкие растения, сохранившиеся с ледникового периода — такие, как северные орхидеи, тундровые кустарнички, мхи. Все они занесены в Красную книгу Татарстана, а многие — и России.
Особо следует упомянуть о старовозрастных деревьях. Двухсот-трехсотлетние исполины не редкость в нашем лесу. Взгляните на фотографию. Этой сосне более трехсот лет. Высота ее 40 метров, диаметр более метра. По подсчетам специалистов, из такого ствола вышло бы 20 кубометров деловой древесины, и вывозить их надо бы было на трех «Камазах»!
Сохранность такого уникального лесного массива объясняется рядом благоприятных обстоятельств.
Ранее на протяжении 250 лет Раифский лесной массив принадлежал Раифскому мужскому монастырю и лес использовался только для хозяйственных нужд.
В конце позапрошлого века Раифская лесная дача стала привлекать внимание специалистов как исключительно ценный объект природы. В 1919 году профессора А. Я. Гордягин и К. В. Войт организовали в Раифе специальное учебно-опытное лесничество для обслуживания лесного факультета Казанского университета. С тех пор Раифа стала местом проведения разнообразных научно-исследовательских работ.
Следует напомнить, что еще в 1917 году Казанское общество естествоиспытателей впервые поставило вопрос о превращении Раифы в заповедник, однако, это было осуществлено только в 1960 году.
И теперь сохранность этого уникального природного объекта гарантируется законом. Но, несмотря на это, не редки случаи нарушения режима заповедной территории, особенно в весеннее время, когда появляются первоцветы и в период появления грибов и ягод. А в засушливое лето всегда сохраняется опасность возникновения пожаров по вине человека.
Сотрудники заповедника с благодарностью вспоминают август 2010 года, когда с местным населением, что называется «всем Миром», погасили очаг возгорания в лесу. Это добрый пример. И наша задача — сохранить и передать нашим потомкам этот уникальный природный объект, который достался от наших отцов.
Все еще покрыто снегом: и бескрайняя гладь водохранилища, и протоки, и лес. Только день стал длиннее и солнце засияло ярче с безоблачно-синего неба. Весны еще почти не чувствуешь, но по утрам, несмотря на мороз, уже слышны в лесу барабанные трели дятлов. Вороны в небе с весенним криком выделывают ловкие пируэты, а откуда-то сверху, из безбрежной синевы слышится клекот орланов. Так в заповедник приходит весна.
С незапамятных времен широкие поймы двух великих рек со множеством озер, проток и болот, с огромными осокорями по берегам были родиной для многих поколений орланов-белохвостов, как, впрочем, и для другой околоводной птицы и зверя. Но с постройкой Куйбышевского водохранилища все это оказалось под водой. По-разному сложилась судьба животных, населявших затопленные поймы. Некоторые виды, к примеру, выхухоль, полностью исчезли. Другие более или менее приспособились. Орланам-белохвостам повезло. С организацией в 1960 году Волжско-Камского заповедника, у них появился небольшой, всего 4000 гектаров, участок леса, где можно было жить и выращивать потомство в полной безопасности.
Орлан-белохвост — самый крупный пернатый хищник в Татарстане. Могучие крылья в размахе около 2,5 метра позволяют ему часами парить в воздухе. С виду он несколько тяжеловат. Окраска оперения довольно тусклая, грязно-бурая. Голова у старых птиц белесая, очень светлая с большим, тоже светлым, клювом. Недаром белохвост является ближайшим родственником американского белоголового орлана. Клиновидный хвост у взрослых птиц ярко-белого цвета. Вес орланов достигает 5-6 кг. Вот основные «паспортные» данные этой замечательной птицы.
Это и неудивительно. Гнездо орланы строят на очень больших старых деревьях. Обычно это сосны, осины и тополя. Само гнездо, в диаметре 1,5 метра и до 1 м в высоту, располагается в развилке толстых сучков на вершине дерева. Птицы ежегодно его достраивают и нередко имеют в запасе еще 1-2 нежилых гнезда. Интересно, что в толще гнезд поселяются квартиранты — полевые воробьи. В самом начале апреля самка откладывает два небольших белых яйца и через месяц совместного насиживания на свет появляются два белых пушистых птенца. Нередко высиживает только один. В июле молодые начинают подниматься на крыло.
В Сараловском лесничестве заповедника сейчас 7 жилых гнезд. Гнезда располагаются друг от друга на расстоянии 1,5-3 км. Это очень высокая плотность. Молодым орланам приходится подбирать место для гнезда уже на незаповедной территории. К сожалению, это не так просто. Трудно найти большие деревья у берега, да и отдыхающих стало летом у воды очень много. Так что спокойных мест на берегу мало. Вот и приходится бело-хвостам строить гнездо далеко от воды и летать за кормом за много километров. Так случилось в Раифском лесничестве, где орланы построили гнездо, а кормиться летают на Волгу, к Свияжску.
Трудно сказать, растет число орланов или, наоборот, снижается. Серьезных работ по изучению орланов-белохвостов у нас в Татарстане давно не проводилось. Но вот одно, несомненно, печальное явление изжить никак не удается. Почти каждый год поступают к нам сообщения о найденных мертвых орланах. Практически все они были с огнестрельными ранениями...
Попадались нам такие находки даже в заповеднике. Ни понять, ни оправдать дикую гордость горе-охотников: «Я в орла стрельнул», невозможно. Когда до таких людей дойдет, что без орланов, куропаток, медведей, сурков наша жизнь полноценной не будет. И хотя все они занесены в Красную книгу Республики Татарстан, это еще не гарантия их выживания. Только когда каждый поймет, что от него зависит жизнь в природе, только тогда прекрасные могучие орланы смогут спокойно кружить в вышине над нашими реками и водохранилищами.