Статьи


27.09.2011

Сентябрьские зарисовки

Сентябрь — как осенние листья, многоцветен и многолик. В этот период года и затяжные дожди, нередки и заморозки, то вдруг — как память о красном лете — устанавливается ведро: теплые, ясные, тихие дни, с серебристыми нитями паутинок. «Бабье лето стаёт», — улыбаясь, говорит народ.

Листья деревьев окрашиваются почти во все цвета радуги и, уходя на покой, на прощанье дарят нам улыбку в цвете. Во второй половине сентября с печальным курлыканием всегда пролетают журавли. Также в сторону юга летят стаи гусей.

Вот несколько зарисовок к этому удивительному по контрасту времени года.

Дендрарий Волжско-камского заповедника. Раифа

Листопад

После лета лес преображается. На зелени хвойных деревьев огнистыми парусами переливаются клены. Трепетно зарево оранжевых осинников. Вспыхивают лимонные пожары березовых рощ. Склоняются тонкие ветки рябины и калины под тяжестью поспевающих красных ягод. Редеет лес, оголяются стволы и ветки лиственных деревьев, начинается пора листопада.

Листопад — сколько в этом слове поэзии, красоты, грусти. Всегда вспоминается А.С.Пушкин и строки из его стихотворения: «унылая пора, очей очарованье»...

Обычно мы видим, как под напором сильного ветра отрываются листья и, кружась в воздушных потоках, точно разноцветные фантики, опускаются на землю. Или в затяжные дождливые дни насыщенные влагой листья тихо опускаются на мокрый асфальт, лесные дороги и тропинки.

Но бывает и иной листопад, который мне посчастливилось увидеть. Это было в первых числах сентября, и в тот год еще только-только появлялись желтые пряди на березах. Стояли теплые погожие дни. И вдруг в один из ночей ударил сильный заморозок, так что во дворе в ведрах и рукомойнике замерзла вода. Это было неожиданно не только для меня, но, кажется, и для всей природы и ее обитателей.

С восходом солнца я шел, поеживаясь от прохлады, по лесному маршруту, учитывая птиц. Маршрут пролегал по лиственным и хвойным участкам леса и пересекал речку Сумку. Когда дошел до нее, солнце освещало и наполняло теплом всю пойму реки, где обильно произрастает ольха. Стояла звенящая тишина.

Напрягая слух, стараясь услышать и увидеть лесных обитателей, которые в это время года выдают себя лишь тихими позывками, коротким тревожным криком или вспархиванием крыльев при взлете с земли и веток, я перешел на противоположный берег реки через качающийся мостик.

И тут мое внимание привлекло не то какое-то ровное, низкое, чуть уловимое звучание, не то непонятный, исходящий издалека ровный шум. Привлеченный этим, остановился, стараясь понять причину.

Оказалось, что ночной заморозок, особенно в низких пойменных участках, покрыл бархатистым инеем еще вчера живые, зеленые ольховые листья. Когда поднялось солнце и осветило эти листья, иней начал таять. И омертвевшие за ночь под тяжестью капель воды, эти листья в массе отрывались от веток и, не кружась как обычно, почти вертикально падали вниз, издавая при этом чуть уловимый звук. Эти звуки объединялись в одну, чуть грустную симфонию, которую лучше назвать симфонией прощания с летом.

Осенний салат глухаря

Спектр питания птиц весьма разнообразен и включает всевозможные растительные и животные корма. И набор этих кормов меняется у большинства видов в течение года.

Виды птиц, потребляющие однообразные корма и использующие однообразные приемы лова добычи, объединяют в группу стенофагов. К ним смело можно отнести черных стрижей, которые, издавая пронзительные звуки, летают над поселками и лесом, ловя летающих насекомых. К этой же группе относится и скопа — красивая хищная птица, питающаяся исключительно рыбой. Скопа отмечается у нас теперь только во время миграций.

Виды птиц, которые потребляют всевозможные растительные и животные корма, объединяют в группу всеядных, или полифагов. И большинство пернатых, живущих в нашем лесу и рядом с нами в течение года относятся к этой группе.

Так, основу питания глухарей и рябчиков, обитающих в нашем Раифском лесу, составляют зеленые части растений, семена, ягоды, почки, сережки. Лишь в летнее время, особенно в период ухаживания за птенцами, они поедают всевозможных насекомых. А в первые дни после появления птенцов глухарки потчуют их муравьиными личинками, или, как их называют в народе, муравьиными яйцами. Обычно глухарка, тихо квохча, ведет свой выводок к муравьиной куче, сильными ногами разбрасывает кучу и, добравшись до колыбели муравьев, привлекает внимание своих птенцов к лакомству. Быстро растущие птенцы постепенно начинают потреблять растительные корма и в конце лета полностью переходят на них.

И вот, в короткий период года, когда только начинает жухнуть лист осины, они обильно потребляют его.

Обычно по вечерним зорям глухари прилетают в осинник или отдельно растущим деревьям. Первыми обычно появляются молодые птицы и с шумом, по одиночке, садятся на излюбленное дерево. Позже прилетают взрослые особи. Какое-то время они сидят тихо, осматриваясь. Затем достаточно громко начинают возиться, передвигаться по сучьям к крайним веткам и приступают активно поглощать листья. Срывая лист, глухари производят шум, похожий на падение крупных капель дождя, что происходит от обрывания черенков листа. Этот звук в тихую погоду можно услышать за триста метров. Таких «столовых» глухаря в нашем заповедном лесу несколько. Это довольно умная и осторожная птица. И подойти к ней не всегда удается: затаивается...

Анвар Аюпов, Волжско-камский природный заповедник