Статьи
О монашестве
Большинству обычных людей свойственно создавать семьи и жить в кругу своих семейных забот. К иноческой жизни призываются очень немногие. Целью монашества является теснейшее единение человека с Богом, достижение высшего духовного совершенства, которого невозможно достигнуть, живя в миру. Ради этого и оставляется мир со всеми его заботами и соблазнами. В стенах монастыря, живя в молитве и труде, монах ищет спасения у Бога.
Молитва является неотъемлемой частью жизни не только монашествующих, но и любого православного христианина. Молитвенное общение с Богом — есть сугубо религиозная потребность человека. В монашеской жизни ей уделено особенно важное место. Она является внутренним стержнем и основанием всей жизни для насельников обители. Распорядок монастырской жизни начинается молитвой утром и заканчивается ею вечером, при начале и окончании всех дел и послушаний.
Монастырские послушания — целительное средство от недугов души и страстей. Цель его — отсечение собственной греховной воли, а через это — подражание святым Ангелам, имеющим постоянно «свое произволение во благое». Хочешь исполнить волю Божию? Исполни послушание! Послушание прежде всего борет страсти гордыни и самолюбия. Здесь монаху приходится быть особенно решительным, внутренне отказываясь от всего «своего» и во всем слушаясь настоятеля монастыря и духовника. Поэтому послушание, наряду с нестяжанием и целомудрием, является одним из основных обетов, даваемых при посвящении в монашеский чин — монашеском постриге.
Прибывший в монастырь новоначальный послушник, имеющий желание посвятить себя монашескому подвигу, не должен уже иметь удерживающих его в миру обстоятельств, таких как брошенные на произвол судьбы престарелые родители или семья, неоплаченные долги или судебное преследование. Ничто не должно связывать подвижника с миром. Поэтому, уходя из мира, следует отсечь все связи с ним, чтобы мир не имел никаких притязаний на душу подвижника.
Первый период жизни в монастыре называется монашеским искусом. В это время вновь пришедший в монастырь молодой человек зачисляется в число трудников обители и должен испытать твердость своего намерения всецело посвятить свою жизнь служению Богу и Его Святой Церкви.
По истечении первого времени прохождения искуса труднику назначается постоянное послушание в соответствии с его способностями и талантами и благословляется ношение подрясника — таким образом он становится послушником и включается в число монастырской братии. Совершается небольшой и трогательный монастырский обряд, который называется «перемена риз» или «совлечения мира»: трудник, положив три земных поклона в Алтаре перед святым Престолом, принимает подрясник, монашеский пояс и четки. Отселе в монастыре он не носит более мирской одежды и внутренне готовится к постригу в рясофор.
По истечении периода искуса Духовный совет монастыря, в который входят наместник обители и старшая братия, видя готовность послушника к принятию ангельского образа, письменно представляет его Священноначалию, испрашивая благословения на монашеский постриг.
Если новопостриженный монах имеет желание к священному служению и зарекомендовал себя усердным в исполнении церковных послушаний, то после принятия ангельского образа, по благословению Священноначалия, он может быть рукоположен в сан иеродиакона или иеромонаха.
www.donskoi.org/o-monashestve