Статьи


15.10.2002

Охота за сознанием

Бегите же от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы: от плод их познаете их. Всяко древо доброе плоды добры творит, а злое древо плоды злы творит. Всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекают е и во огнь вметают. Тем же убо от плод их познаете их...

От Матфея, 7:20

Лучший способ выйти из секты — это туда не попасть. Если бы сегодняшних жертв сектантства вовремя предупредили, если бы им предоставили достоверную информацию о той организации, куда их столь настойчиво приглашали, если бы им рассказали о том, что с ними в этой организации произойдет, большая часть из них ни за что не пошла бы за столь «искренне» лгущими им вербовщиками.

Но, увы, тогда этой информации никто им не предоставил. А потом стало уже поздно... Теперь для того, чтобы понять, что их обманули, что над их искренней верой и чистым стремлением к идеалу жестоко посмеялись стоящие во главе секты патологические честолюбцы и сребролюбцы, потребуются долгие годы. И дай Бог, чтобы обошлось только этим...

Секты стремятся ограничить поступающую к человеку информацию, а по возможности и вовсе запретить ее. Поэтому читайте, сравнивайте, думайте, не соглашайтесь, спорьте! Критическое мышление — неотъемлемый признак истинной свободы любого человека.

Давайте не будем так легко отказываться от нашей свободы!

Признаки секты:

1. Обожествление руководителя

2. Формирование синдрома «посвященных»

3. Применение техник контроля сознания

4. Поощрение отчуждения от родных и близких

5. Манипулирование чувствами адептов

Что делать, если ваш близкий попал в секту? Прежде всего сохраняйте спокойствие. Да, вашу семью постигло тяжкое испытание, но ничего непоправимого не произошло. Большая часть людей, попавших в секту, рано или поздно выходит из нее. Но то, как быстро ваш близкий уйдет из секты и в каком состоянии он будет, во многом зависит от вас и от вашей семьи.

В любом случае будьте готовы к достаточно долгосрочным усилиям.

Если вашему близкому не удалось помочь в течение первых нескольких недель после первоначального знакомства с сектой, для его возвращения к внесектантской жизни потребуются усилия всей семьи в течение как минимум нескольких месяцев, а то и лет. Но для этого каждый должен хорошо знать, как ему следует себя вести.

Не пытайтесь разубеждать вашего близкого после первоначального «распознавания» — это только еще больше испортит ваши, отношения.

Наверняка вы уже поняли, что попытки объяснить вашему близкому абсурдность вероучения секты и нелепость, а то и вред его поведения приводит только к скандалам и обострению отношений. Нужно знать, что тоталитарные секты, как правило, заинтересованы в разрыве нового адепта с его несектантским окружением. Тогда вся информация, получаемая им, будет исходить от секты, и весь круг общения будет исчерпываться ею же.

Такое положение дел создает идеальные условия для контролирования сознания адепта.

Для того, чтобы спровоцировать разрыв, сектантские «учителя» заранее объявляют, что домашние их новой жертвы, скажем, «одержимы диаволом» или слишком привязаны к «этому злому миру» и поэтому сделают все возможное для того, чтобы принудить новообращенного «сойти с пути спасения», покинуть новообретенную «истинную семью», «отказаться от «освобождающего знания» и пр. Таким образом, ваша эмоциональная реакция будет только на руку секте и послужит для вашего близкого еще одним подтверждением истинности его новой веры.

Но, с другой стороны, также ни в коем случае нельзя притворяться, что вы изменили свое мнение и вам, наконец, понравилась перемена, происшедшая с вашим близким.

Это либо укрепит его в приверженности секте, либо он обнаружит вашу ложь и окончательно утратит остатки доверия к вам. Обговорите с ним следующее условие: вы не критикуете его «организацию» (термин «секта», естественно, будет раздражать вашего близкого, так что лучше стараться его избегать), он не занимается дома пропагандой и не пытается втянуть других членов семьи. Однако вы можете мягко обращать внимание вашего близкого на явные противоречия в его поведении и высказываниях, в то же время не вынуждая его эти противоречия объяснять: ваша задача — отвлекать его от секты.

Чтобы выстроить стратегию поведения, нужно понять, что ваш близкий находится в психологической зависимости от группы, причем его собственная личность подавлена и заменена набором сектантских поведенческих, эмоциональных и мыслительных штампов.

Ваша задача — сохранить хотя бы минимальный контакт с его подавленной подлинной личностью.

Относитесь к нему с терпением и сочувствием, понимая, что у человека временное расстройство личности, но ни в коем случае не давайте ему денег — это то же самое, что давать деньги наркоману на наркотики: любые деньги, данные вами, все равно будут немедленно переданы секте.

Рассчитывайте больше на интонацию тепла, привязанности, чем на рациональное содержание бесед с вашим близким. Лучше, если в процессе помощи человеку, попавшему в секту, участвует вся его семья.

Старайтесь в общении с ним возвращать его в те моменты прошлой жизни, когда он был счастлив.

Конечно, вы не должны это делать искусственно. Такая тактика преследует две цели. Во-первых, оставить вашему близкому эмоциональную «нить Ариадны», по которой он в случае кризиса внутригрупповых отношений и переоценки своего участия в секте смог бы выбраться из ее психологического лабиринта. Во-вторых, он не будет воспринимать вас ни как врага, ни как объект для вербовки, что пригодится, если вам удастся устроить так называемую интервенцию. Имеется в виду сессия интенсивного «консультирования по выходу» из секты. Чтобы провести такую интервенцию, нужен, по крайней мере, один специалист-психолог, сведущий в сектоведении, знакомый с проблематикой психологического насилия и реформирования мышления, а также семейного консультирования.

Затем подключается православный катехизатор, желательно священник, предлагающий (но не навязывающий) истинную религиозную и мировоззренческую альтернативу.

Духовная реабилитация жертв тоталитарного сектантства включает в себя работу священника-духовника и эмоциональную поддержку общины верующих. Постепенно человек учится личному общению с Богом (возможность которого вне секты обычно отрицается ее лидерами) и приобщается к неисчерпаемому благодатному источнику церковного Предания.

Главное, не отчаивайтесь.

Молитесь за вашего близкого, оказавшегося в секте.

Пусть примером для вас будет святая праведная Моника, мать блаженного Августина, епископа Гиппонского. Этот православный святой, крупнейший богослов Запада, жил в V в. и до своего обращения в христианство в течение многих лет состоял в секте манихеев. Все эти годы мать не переставала за него молиться Богу, и молитва матери была услышана.