Семья
Право выбора
Людям свойственно
всякое мудрое изречение приписывать нации или себе подобным, забывая, что: «Ибо Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум;» (Прит.2:6).
Мудрость Бога объединяет людей, делает их свободными, счастливыми, мирными, чистыми, милосердными. Мудрость человека всегда субъективна, следовательно лжива, корыстна, немилосердна, не чиста.
У каждого своя мудрость, и каждый старается свою мудрость, выдавая ее как некое объективное суждение, навязать ближним своим, утверждая свою личную правоту.
Тем же самым человек занимается, воспитывая будущее поколение на основе своих собственных идеологий, видя в своих детях воплощение собственных честолюбивых идей. Совершенно бесталанных людей заставляют быть талантливыми. «Мой сын ( дочь) обязательно должна стать пианистом. И грезится родителям несчастного ребенка, которого из под палки часами заставляют играть инвенции и фуги, мировая слава, бесконечные гастроли, деньги, роскошные автомобили. Понятно, что движет родителями, когда они хотят превратить своего дитя в мировую гениальность — страх перед завтрашним днем. А вдруг завтра ничего не будет, но у ребенка будет все, для того чтобы пережить трудное время? Главное, чтобы ребенку не пришлось проходить через те трудности, через которые пришлось проходить им.
Родители просто не знают Слова Божьего, где сказано: «И сказал им (Господь) притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, — не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело — одежды. Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть?.. Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам». (Лк. 12:16-31)
Дети перестают быть детьми
тогда, когда родители и помыслить себе не могут, что их ребенок, давно уже не ребенок, а человек с самостоятельным уже сложившимся мировоззрением, принципами, суждениями, совершенно отличными от тех, которые пытались навязать им родители. И теперь это уже не их чадо, а ближайший родственник по крови, а по духу — ближайший друг или подруга.
Не понимая этого, родители продолжают заботиться о детях, каждый раз «подстилая соломку» — как бы дитя не ушибся, не разбился. Дитя же, не чувствуя ушибов, не ощущая синяков и боли, приобретает ложный «родительский» иммунитет, теряет собственный жизненный опыт и уподобляется хищному животному, выросшему в неволе и в зрелом возрасте выпущенном на волю. У такого животного нет шансов выжить на свободе, поскольку он даже пищу себе добыть не может.
Дети чувствительны ко всему. Они строго анализируют все что видят, слышат, осязают, чувствуют. Господь наш сказал: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;» (Матф.18:3).
Ребенок до определенного возраста пребывает в мире с самим собой. В нем нет внутренних противоречий, он не живет страстями, как взрослый человек. Легко прощает, не помнит зла и обид, не строит планов на будущее, не озабочен завтрашним днем. Ему легко и просто. Ему не надо заботиться о хлебе насущном, потому что его кормят родители, точно так же как и его родителей питает Бог, каждому в свое время, ибо только Бог знает раньше нас наши нужды и потребности.
«Всему свое время, и время всякой вещи под небом:» (Еккл.3:1). К двенадцати годам ребенок перестает быть ребенком в духовном смысле — он как бы дан родителям от Бога на время воспитания. И воспитывать своих детей родители должны на основе слова Божьего. На основе Десяти Заповедей Господних. Прежде всего любовь, страх и почтение к Богу, как к Творцу и Создателю всего сущего. Затем почтение к родителям нанапрямую, как то: «Я люблю и почитаю своих родителей, потому что они дали мне жизнь, они поили, кормили, одевали, воспитывали, дали образование». Основой почитания родителей должны стать Заповеди Господни. «Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет». (Матф.15:4).
«Проблема отцов и детей»
существовала с тех пор, как Господь создал человека. Пришло время, и у наших прародителей Адама и Евы появились дети.
Мы не знаем, в каких отношениях были Адам и Ева со своими детьми. Но, поскольку конфликт в этом семействе существовал, да и не только в семействе, наши прародители сами были непослушны своему Создателю, то можно с определенной достоверностью предположить, что не всегда дети Адама и Евы, впрочем, как и все дети на свете, были послушны своим родителям.
Наши прародители были богобоязненными людьми и учили своих детей вере, послушанию и почитанию Бога. Они не росли атеистами, как многие поколения людей. Они знали своего Создателя и Небесного Отца. Где же корни конфликта? Все там же, в человеческой мудрости. В родительской мудрости.
Позже Апостол Павел пишет: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства, непослушны родителям,» (Рим 1: 28,30). Следовательно, эта проблема стара как мир. И Бог, в предупреждении всем последующим поколениям особо отметил это в Священном Писании.
Человеческая мудрость
начинается там, где человек, имея право выбора поступать так или иначе, поступает не по слову Божию, а по наущению того, кто впервые соблазнил Еву.
Это главный пример непочитания и непослушания родителям, за которым последовало наказание.
«И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела. И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься...» (Быт 3:9-24)
Наказание за всякий грех неизбежно. Но не Бог наказывает людей, а люди сами себя. И нет наказания, есть возможность исправить содеянное. Время нельзя повернуть вспять, изменить то, что уже произошло. «Нельзя дважды вступить в одну и ту же реку», поскольку невозможно остановить текущую реку, или вернуть ту воду в которую шагнул. В этом мире все течет и все изменяется, и в то же время мир остается неизменен, поскольку: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем... Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после». (Екк. 1:9-11).
Дети приобретают знания и от родителей, и от школы, и от уличного общения со своими сверстниками и более старшими по возрасту. Более же всего детский ум питается от общения со взрослыми. Они хотят быть похожими на них. Подражают, подобно маленьким обезьянкам, во всем.
Но ведь мир взрослого человека разнообразен и многолик. Один отец скажет своему сыну: «Красть чужое нехорошо и стыдно. Никогда, ни при каких обстоятельствах не бери чужого. Это я тебе говорю, основываясь на собственных принципах, убеждения и опыте». Другой отец скажет своему дитяти: «Конечно же, нехорошо воровать. За это иногда наказывают, если попался на краже. Но ты посмотри, сколько людей воруют и не попадаются. И ведь живут же! Это я говорю тебе на основании собственных убеждений». Ни тот, ни другой не сказали: «Не кради, потому что так велит Бог, Тот Который создал и тебя, и меня, и всех остальных. Красть великий и смертный грех. За грех человек несет наказание». Бог не является авторитетом, Который учит и наставляет нас.
Бог создал этот мир
по определенным законам. С этими законами Он ознакомил человека и поставил перед ним задачу. «У тебя есть право выбора исполнять этот закон или не исполнять. Если исполняешь, то обретаешь Вечную Жизнь, если не исполняешь, следовательно идешь в Вечную Погибель. Право решения за тобой. Я, Господь Бог твой, Создатель твой, поселил тебя в том мире, в котором ты пожелал жить. Сам ты грешен, потому что не в состоянии пройти те искушения, которые, Я, твой Бог, создаю тебе для твоего же блага. В том месте, в котором ты был поселен изначально, не может находиться ничего не чистое. Поэтому жизнь на земле — это твой путь очищения от скверны. В качестве примера праведной жизни Я послал Сына Своего Единородного, Который указал тебе путь, следуя которым ты достигнешь Вечной Жизни. Я создал тебя бессмертным в теле. Я отнял у тебя бессмертие на время... Веришь ли ты в Мое существование или нет, в любом случае, предстанешь пред Моим Страшным Судом и будешь судим по делам своим.
Дети должны знать от родителей, что суждение о добре и зле должно проистекать не от родительских убеждений, а от Бога. В Боге нет зла, поскольку Сам Бог — есть любовь. И в мире нет зла. Все, что мы воспринимаем как зло, есть от Бога нам в назидание, в исправление нашей христианской жизни.