Семья


28.02.2006

Дайте ребенку тепла и любви

У сотен, тысяч маленьких детей по всей стране, не нужных собственным родителям, начинающих свою жизнь среди казенных стен, накладывается жгучее чувство обиды на судьбу: почему у меня не так, как у остальных? На темы детского сиротства, усыновления, родительской любви и воспитания мы беседуем с благочинным Зеленодольского района настоятелем храма Андрея Первозванного — подворья Раифского монастыря — протоиереем Владимиром Кондратьевым.

В храме

— Проблема брошенных детей в Зеленодольске стоит остро: 18 ребятишек ждут в детской больнице своей участи. Есть два варианта их будущей судьбы: в лучшем случае — усыновление, в худшем — интернат. Малыши до трех лет попадают в Дом малютки на ул. Ямашева в Казани (если нет мест — так и живут в детской больнице, плохо приспособленной для проживания детей), оттуда — сразу в интернат, в пекло взрослой жизни, где они нередко вырастают озлобленными на весь мир зверьками... При усыновлении тоже может получиться по-разному. Если ребенка усыновят и увезут за рубеж, мы не всегда можем проследить за его судьбой — нет четких правовых норм, регулирующих контроль над приемными родителями.

Когда малыша берут соотечественники, тоже неизвестно, в какую семью он попадет. Например, одинокие люди, поняв со временем, что им достался совсем не ангел, разочаровываются и пытаются вернуть приемного сына или дочь, не всегда понимая, что пути назад нет. Вообще с христианской точки зрения у таких приемных родителей нет подвига христианского служения — раз уж ты взял ребенка, то должен нести этот крест до конца!

Сегодня дети, брошенные в больнице, ждут своих родителей, ждут тех, кто их прижмет к груди. Можно не сомневаться: ни один ребенок не останется безответным на добро и ласку, обязательно будет отдача.

— В каком возрасте лучше усыновлять ребенка?

— Лучше всего делать это в раннем возрасте, чтобы период привыкания и адаптации был как можно более длительным и для ребенка, и для родителей.

— В вашей семье есть свои дети, есть приемные... Есть ли какие-то отличия в отношениях со «своими» и «не своими» детьми?

— В семье дети все «свои», к ним относишься с любовью, все для тебя родные, и за каждого ты несешь ответственность. Никто ничего между собой не делит, родители ровно относятся ко всем, и дети воспринимают такое отношение как нечто само собой разумеющееся. Когда усыновленный ребенок попадает в семью и чувствует к себе такое же отношение, как и к остальным, его ответная любовь становится даже выше и чище…

— Чем, по-Вашему, религиозное воспитание помогает в проблемах с усыновленными детьми?

— Существует предвзятое, мещанское отношение к усыновленным детям. Но ведь и у любой «обыкновенной» семьи есть отрицательные черты, которые могут «вылезти» в любой момент. Доброе отношение, воспитание переломит любые недостатки. Хорошо, когда в семье, кроме отцовской и материнской любви, есть и религиозная поддержка. Она дает фундамент для создания нравственного здания в человеке. Если ребенка воспитывает мирской человек, то в его системе воспитания есть много переоценки, многое перепутано. Человеку с религиозным стержнем легче будет ориентироваться в жизни: он поймет бесперспективность алкоголизма, наркомании, прелюбодеяния. Ведь изначально человек слаб, а религия становится для него маяком, который будет освещать ему жизненный путь.

— Имея собственный опыт усыновления, что Вы можете рассказать о нем другим?

— Нужно понять, что усыновление — долгий процесс, но это и такая проверка на прочность для будущих родителей. Понятно, что необходимо узнать сначала, в чьи руки предстоит попасть ребенку, но все равно, несмотря на компьютерную оснащенность органов опеки, остается много бумажной волокиты, и это отпугивает людей.

Согласно христианской морали, делать добро надо, не восхваляя себя, не ожидая за него благодарности и забывая о сделанном. Если у родителей есть отдача любви, то дети получают послушание и положительное развитие, а в дальнейшем и родители получат благодарность детей.

— Считается, что рождение ребенка укрепляет семью. Так ли это в случае усыновления?

— Думаю, что это будет верно. Забота о ребенке объединяет родителей, дает им общую жертвенную заботу. Не нужно бояться усыновления. Замечательно, когда родители ко всем детям относятся ровно, могут всех без разбора и приласкать, и наказать одинаково. Достаточно года, чтобы дети уже нашли общий язык. Лучше, когда дети — погодки: они в игре быстрее свыкаются друг с другом.

Кроме того, родители должны уметь направить детскую энергию в нужное русло: пение, танцы, музыкальная, спортивная школа — главное, найти то, к чему тяготеет ребенок, и указать ему правильный путь.

— Каким образом церковь сегодня помогает детям и подросткам найти верную дорогу в жизни?

— Вера дает человеку нравственный стержень — это та опора, которая должна являться неотъемлемой частью жизни. Молодежь надо учить доброму отношению к церкви, заинтересованности в морали. Если они увидят со стороны церкви помощь в добрых делах, то начнут относиться к вере как к реальной силе.

— Вернемся к проблеме брошенных детей. Чего же не хватает нашему обществу сегодня, что оно стало отторгать самых маленьких и беззащитных?

— Решать проблему этих детей должны мы сами, бескорыстно и без оглядки. Решился — делай без сомнений. В нашем городе много социальных заведений — хорошо бы было свести их к одному дому, чтобы он был под патронажем церкви или мечети, где священнослужитель был бы для детей отцом, воспитывающим их с точки зрения нравственности, с любовью. Детей нужно не только кормить-одевать, а выращивать из них будущих семейных людей — чтобы они могли готовить, строить семью, ухаживать за ребенком. Государство вплотную должно работать с церковью, чтобы дети могли получить именно семейное воспитание. Ведь именно семья, как известно, — основа любого государства!

беседовала
Оксана Привалова