Семья


26.08.2010

Приложить руку и сердце

Село Большие Ключи в октябре отметит свой юбилей – 330 лет со дня основания. К празднованиям может по праву присоединиться и еще одна достопримечательность нашего края – каменная церковь, храм святого апостола евангелиста Иоанна Богослова в Ключах.

История этого храма тесно связана с историей Казанского края. С 1741 по 1821 год в селе Ивановском действовала деревянная церковь. В 1821 году вследствие пожара она сгорела. Жителей в Ивановском было 148 мужчин, 152 женщины — всего 47 дворов, а в Ключах 587 мужчин, 600 женщин — 257 дворов. Поэтому и решено было строить храм не в селе Ивановском, а в Больших Ключах. Кирпича поблизости не было, и сельчане построили первый в этом районе кирпичный завод. Всем миром собирали деньги, часть кирпича продавали, копили деньги на убранство храма. Старожилы до сих пор помнят место, на котором стоял завод. Глину брали здесь же неподалеку.

Строительство церкви было закончено в 1832 году. В 1928-29 годах внутреннее убранство храма обновили. Храм был двупредельный: Иоанна Богослова и имелся теплый придел, освященный в честь Владимирской иконы Божией Матери.

Храм был закрыт в 1937 году. В его стенах была устроена пекарня, склады, магазин хозтоваров. Церковная ограда была разрушена и из кирпича построена ограда колхозной МТС. Колокола со звонницы храма Иоанна Богослова были сняты и увезены в Казань на переплавку. Самый большой колокол весил 128 пудов 10 фунтов.

И вот в 2001 году в храме как в святом месте вновь появились люди. Настоятелем храма и ответственным за его восстановление, буквально преображение, был назначен священник Раифского монастыря Константин Исаков. Молодой батюшка сумел за десяток лет вернуть старинному Ключинскому храму былую славу.

Отец Константин Исаков в храме Иоанна Богослова

Какие силы прилагались для этого и каким был его путь в священство, иерей Константин рассказал в беседе с нашим корреспондентом в начале Успенского поста.

— Священником мне повезло стать благодаря отцу Всеволоду — у него есть такой дар: умеет он открывать в людях талант и направлять его в нужное русло. Так что и моя деятельность началась с Раифы — впрочем, и детство мое прошло в этом прекрасном месте. Дело в том, что родители мои военные, пришлось поездить по стране... А летом меня часто отправляли к бабушке, которая в Раифе и жила. Глядя на руины посреди прекрасного леса, мне всегда хотелось, чтобы здесь вновь стало красиво, чтобы вернулась прежняя красота, о которой рассказывала бабушка.

И вот после службы в армии, в 1995 году, решая, что делать дальше, подумал: почему бы силы свои не приложить для помощи по восстановлению Раифской обители? Работы тогда только начинались по инициативе отца Всеволода, и чисто физическая сила на этой стройке была просто необходима. Восстанавливали Троицкий собор: крыли крышу, красили стены, работали и плотниками, и бетонщиками — все, что надо, делали для монастыря. В те годы я уже женился, и то, что здесь и зарплату платили, было большой поддержкой, и проблем со стороны семьи не было.

Именно в то время я понял, что без возрождения духовности невозможно возродить Россию, но вначале надо возродить себя самого. Поэтому стал подолгу просиживать в монастырской канцелярии, читать священные книги, изучать церковную литературу. Мое увлечение историей, ко всему прочему, тоже сослужило мне хорошую службу: когда в обитель хлынул поток любопытствующих, приходилось водить экскурсии по монастырю, порой по десятку в день — так что к вечеру, что называется, «язык на плечо». А без знания истории, специальных приемов риторики, тренировки памяти и умения ответить на любой вопрос это было непросто — приходилось соответствовать.

В 90-х годах прошлого века был большой поток желающих послужить Богу, но возможностей было мало. Поэтому приходилось теорию совмещать с практикой, а мои наставники и братия монастыря изо всех сил помогали этому моему стремлению. Отец Силуан, помощник Всеволода, и начальник канцелярии отец Марк стали моими помощниками и проводниками в новый для меня духовный мир.

Сейчас знаю, что без самообразования невозможно ничего достичь. А умению общаться с людьми, позитивной настроенности, отзывчивости многие из нас, и я в том числе, учились у отца Всеволода — этот его талант отмечают все, кто его знает.

Рукоположен в дьяконы я был в 1999 году, и сразу нужно было выбирать, куда переходить служить: вариантами были Ильинка, Гари, даже село Осиново после смерти отца Николая. Но судьба и отец Всеволод распорядились иначе: в Ключах надо было восстанавливать древний, а тогда заброшенный храм. Кстати, и родители мои восприняли мой выбор именно как мой — я с детства был настойчивым и делал то, что считал правильным, а часто — и вопреки. Так, когда моя мама настаивала, чтобы я стал комсомольцем, категорически для себя решил: вот уж туда — точно не пойду. К тому же после развала СССР, когда обрушилась «застойная» жизнь, многие приспосабливались к новым условиям, кто как мог, и отец мой ушел из военных, стал служить в милиции. Так что объяснять и доказывать родным особо ничего и не пришлось.

Когда уже попал в Ключи, вспомнилось вдруг, что и здесь есть мои корни: предки мои жили здесь, до революции и после были довольно зажиточными людьми. За что в 37-м и пострадали, были арестованы и сосланы. Когда дед вернулся, пришлось ему жить в землянке (неподалеку от храма), восстанавливая жизнь с нуля. Так волею судьбы я попал туда, откуда вышли мои предки.

Восстанавливать Ключинский храм оказалось непросто... Но с Божьей помощью работа продвигалась, и сейчас хочется от всего сердца поблагодарить бабу Клаву, которая убирала и помогала в храме. И три тети Вали, что пели на клиросе, достойны самых высочайших похвал за свою самоотверженность и преданность храму: им приходилось служить зимой, когда температура в храме не поднималась порой выше -2 градусов — ТЭНы работали слабо, обогреть такое огромное пространство были просто не в силах.

Хорошо, что через некоторое время нашлись люди, поверившие, что возрождение храма возможно. В 2002-2003 годах нам регулярно стали помогать Владимир Михайлович Зубарев, замдиректора КМПО, который был сам родом из Ключей, и Александр Анатольевич Когогин, директор ЗФЗ. Благодаря их помощи были восстановлены уникальные, XIX века, росписи. Позже просто чудом для нас стал приезд бригады реставраторов из Санкт-Петербурга во главе с Батановым Александром Владимировичем и помощь Юрия Вячеславовича Пацукова — их стараниями храм стал таким, каким мы видим его сейчас.

Возможно, знаком того, что наша работа угодна Господу, стало чудо в нашем храме, какого не было со дня его основания. Это мироточение иконы святого целителя Пантелеймона, которое продолжается и по сей день… Икона находится под стеклом, и можно ясно увидеть миро, стекающее по ее поверхности. Мы собираем его и 9 августа, в день памяти святого, раздаем всем молящимся в храме. Многие уже получили исцеление благодаря чудесному миро, и часто это для многих было последней, возможно, предсмертной надеждой — помолиться о выздоровлении перед иконой. Впоследствии выздоровевшие приезжали и возносили благодарственный молебен за исцеление, а врачи только разводили руками: такого просто не может быть!

Сейчас количество наших прихожан увеличивается, причем больше за счет «приезжан», а не столько местных жителей. Впрочем, здешняя молодежь тоже не в стороне от церковной жизни. Двое наших воспитанников стали уже священниками, и 15-20 человек регулярно откликаются на все призывы к проведению наших мероприятий — а в подготовке к Рождественским и Пасхальным празднествам и до полусотни, а то и больше набирается. Непростое это дело — вырастить достойного человека. Ведь даже чтобы дерево плодоносило, за ним нужно регулярно ухаживать, поливать, обрезать — тогда будет хороший урожай. А человека воспитать — кроме наших стараний, и воля Господа нужна, а мы только можем способствовать этому по мере своих сил.

Для воспитания молодежи нужен систематический подход, поэтому мы и задумали открытие воскресной школы. Но и сегодня к нам приходят дети, помогают в храме, поливают цветы, делают необходимое по своим силам — получился своеобразный летний трудовой лагерь. А мы шефствуем над этими детьми, помогаем и к учебному году собраться, и в остальное время — по потребностям. Видя доброе к себе отношение, и они к нам тянутся, и друзей ведут, и родителей…

Своих пятерых детей стараюсь воспитывать собственным примером – как сказал еще Грибоедов, «не надобно другого образца, когда в глазах пример отца». Счастье, что дома есть мой тыл — матушка Ольга, она и в воспитании детей помогает — справляется и с 17-летним, и с трехлетним младшим, и в подготовке к праздникам. Хочется больше им уделять внимания, но дела не всегда этому способствуют. И все же что в моих силах — стараюсь делать.

Главная задача любого пастыря — чтобы люди отвернулись от греха и повернулись в сторону Бога, чтобы были более сплоченными перед угрозами современного мира — например, перед испытаниями этого года. Порадовало, что нынче, когда начали поступать сообщения о бедствиях в средней полосе России, люди в храме сами начали сбор средств и пожертвований в пользу пострадавших. Думаем через неделю-другую отправить средства в фонд, где пострадавшие сами смогут распорядиться ими по своим надобностям, решить, что им в данный момент нужнее.

Помощь и нашему храму тоже продолжается. Так, при содействии наших прихожан Александра Талова и Ольги Акуловой и благодаря их стараниям по благословению Киево-Печерской лавры и митрополита Киевского и Галицкого Владимира нашему храму из Лавры передаются частички мощей 25 святых угодников (в их числе — Илия Муромец и Филарет Амфитеатров, освящавший наш храм), а также частицы тернового куста с горы Синайской. Уже подходит к завершению написание иконы Неопалимая Купина – художник Юрий Пацуков прилагает свои таланты к ее созданию. В икону и будут вмонтированы святые мощи, и, возможно, в день памяти иконы Неопалимая Купина она предстанет в храме перед прихожанами. Пожалуй, икону такого серьезного значения, как эта, будет непросто найти на Руси… Парадоксальная вещь: чем больше работаешь, тем виднее, как мало ты сделал. Достигая следующей ступеньки, приходится вновь и вновь карабкаться вверх, прилагать руку и силы сердечные служению Господу. Хочется сделать так, чтобы люди сплотились, стали более дружными, отзывчивыми друг перед другом. В этом — наше предназначение. И да поможет нам всем Бог!

Юлия Озерова