Семья
До венчания и брака
Создание семьи, выбор жениха, выбор невесты — вопросы настолько сложные и индивидуальные, настолько разные, что редкий совет придется к месту. Создают счастливые семьи прихожане одного храма, кто-то находит свою половинку на светской работе, где никак не ожидал встретить верующего человека, у кого-то вдруг неожиданно распадается семья, а кто-то также неожиданно обретает свое счастье, когда уже никто и не думал, не чаял, не надеялся.
Сегодня мы публикуем материал, который предложен читателям сайта «Мир и Православие»: интервью с протоиереем Игорем Пчелинцевым, пресс-секретарем Нижегородской епархии, в котором журналисты и священник пытались хоть немного разобрться в сложном вопросе поиска и выбора супруга.
ВенчаниеНаступил наш день
Венчания,
А в окошко
дождь стучит,
И с небес
из тучки дальней
Грома музыка звучит.
Пробиваяся сквозь тучи
Лучик вышел погулять,
Дождь, идя стеной
все круче,
Пыль старается убрать.
В разноцветье
коромыслом
В небе радуга зажглась
И вторая – рядом с нею
Чудным светом
пролилась.
Будто свыше все указом
Чистый путь –
дождем умыт,
И такси
с зеленым глазом
Нас венчаться
в церковь мчит.
На горе –
церковь святая
Дарит
колокольный звон.
Нас в Ильинке
повенчали.
Чудно все,
как будто сон.
Мы венчальные короны
На главе своей несли,
По священному закону
Вновь
семью мы обрели.
Платье нежно-голубое,
Небо чисто, как лазурь.
И душа моя без боли,
Без тревоги, бед и бурь.
Средь цветов
в лугах под кручей
Окольцована стою.
Этот день –
мой самый лучший,
Всю вселенную люблю!
Встретил луг
ковром нарядным,
Заглянул в мои глаза.
Летит ветер безоглядно,
Небо, словно бирюза.
И ромашки закивали
Белоснежной головой.
Улетели все печали
За луга, за лес густой.
У озерной тихой глади
Мы стоим на берегу.
И на сердце
моем радость –
Босиком к воде бегу.
Серебрит виски н
ам время,
Серебром
блестит кольцо,
С наших душ
упало бремя,
А на сердце горячо.
Наконец-то
все свершилось:
Небом венчаны
с тобой.
Повернулась судьба
в милость
Вновь к нам
светлой полосой…
Зоя Серова,
г. Зеленодольск |
— Отец Игорь, как правильно создавать православную семью и найти православного жениха или невесту?
— Я думаю, универсальных рецептов нет. Для христианина естественно любое дело начинать с молитвы. Об этом даже говорить нечего, потому что, я думаю, обсуждать надо нам молиться или нет по тому или иному случаю, это почти то же, что обсуждать, нужно ли дышать или не нужно.
Ну а дальше как поступать? Мне кажется, если это православный юноша, которого волнует построение нормальной семьи, нормальное воспитание своих детей в православных традициях, или подобная ему девушка, то нужно больше стараться держаться среды, где эти намерения могут максимально реализоваться. В ночном клубе или дискотеке, в походах по еще каким-то злачным местам, может быть и можно найти человека, который по каким-то причинам вдруг оказался в чуждой для него среде, но эта вероятность очень мала.
Если другой среды нет, это очень печально. Тогда нужно стараться создавать эту среду. Хочешь найти жениха или невесту, хочешь помочь в этом другим, своим братьям, сестрам — надо самим прилагать усилия по созданию среды общения православных людей, что бы общение им помогало реализовать творческие способности, а также находить друг дургу спутников жизни.
— Иногда так получается, что уже взрослый человек, допустим 30-35 лет, хочет создать семью, стремится к этому, а спутника жизни все не встречает. И вот есть ли смысл в этом рассматривать волю Божью о том, что оставаться одному или начинают думать о монастыре.
— Монашество — это удел немногих. Большинство все равно предназначены для семейной жизни. Человек не может жить без семьи. Если такого призвания нет, я не хочу обижать никого, тех, кто не нашел свою пару или потерял ее по каким-то причинам, но считаю, что несемейное положение – это ненормально. Но это не значит, что человек становится ущербным, и что мы его осуждаем. Но нужно что-то постараться сделать, стараться выходить из этого.
Конечно, нужно брать во внимание и то, что искушения подстерегают человека, и в таком состоянии человеку легче совершить грех, соответствующий одиночеству, например. Вплоть до самоубийства. Это факт.
Преодолевать свою самодостаточность нужно через положительное общение. Конечно здесь, мне кажется как православному священнику, очень большая роль пастыря помогать таким людям, потому что в наших приходах много есть вот таких людей — одиноких. И женщины приходят одинокие и мужчины воцерковляющиеся. Хочется стабильности, семьи, детей. И если нет возможности своих родить, то усыновили бы одного-двух.
— Часто спрашивают, насколько уместно познакомиться в храме...
— Высказанная Вами проблема — это проблема того, что у нас храм это чаще всего исключительно место богослужений. И это верно, да, храм — это дом молитвы. Но во многих храмах нет церковной общины. А лучшие примеры церковных общин как раз и показывают: службы самое главное, святое святых, но после службы продолжается общение.
Нужно продолжать после службы хоть немного общаться. Это и приходской чай с пирогом, день именинника, или еще кого угодно. Нужно сплачивать людей вокруг прихода, это делает молитву этих людей более цельной.
Здесь очень важна роль пастыря. А настоятелю нужны активные помощники из числа здоровых прихожан, воцерковленных или воцерковляющиеся и помогающих ему. Потому что священника на все одного не хватит. Помимо создания общины своего прихода у него бывает очень много послушаний: он должен окормлять школы, семинарии, больницы, тюрьмы. Поэтому нужны активные помощники, которые и в приходе помогали бы, и даже в тех послушаниях, которые батюшка несет вне прихода.
— Бывают обратные ситуации. Нам на сайт за месяц пришло два вопроса: когда в одном случае священник благословляет выйти замуж за молодого человека, а девушка совершенно не хочет, и в другом случае даже пару разбили, как я понимаю, молодого человека женили на не знакомой девушке. И оставшаяся девушка очень сильно страдает. Как осуществить пастырское руководство в данном случае?
— Пастырское руководство должно созидать, а не разрушать. Это касается и такого брака, и такого же развода. Поскольку я не знаю конкретно тонкостей этих случаев, не могу рассудить и не буду этого делать. Но в целом надо рассуждать, как говорит Святейший Патриарх, и как говорится об этом в социальной концепции Русской Православной Церкви, что подобное духовничество и решение проблем брака в виде навязанного благословения — это недопустимо.
В то же время перекладывать ответственность на духовника недопустимо по отношению к духовнику. Здесь вина ваша будет, а не духовника.
Никто не может благословить любить. И даже Бог никого не может заставить полюбить Себя! Тем более духовник не может благословить на брак, потому что основа брака это любовь мужчины и женщины между собой. Есть любовь — есть брак, нет любви — нет брака. Вы встретили юношу, мужчину, вы его полюбили, а он вас. И вы твердо уверены, что это любовь, а не страсть, не вспышка, тогда можно идти к батюшке: «Благослови! Мы любим друг друга и надеемся, что мы сохраним эту любовь очень долго». А благословить любить — это нонсенс!
— Иногда девушки задумываются: меня молодой человек любит, я его как-то не очень, но может быть это воля Божья. Я за него, может быть, выйду. Вот он такой хороший… Может быть создать семью в таком случае?
— Я вижу таких семей множество: в большинстве своем они очень несчастливы. Отсутствие любви становится причиной многих бед в этой семье. Потом рождаются дети, и они страдают от отсутствия любви. У супругов — лишь привычка от совместного ведения хозяйства. Пастырь и здесь может помочь, но могут помочь друзья, которые понимают православную систему ценностей. И, исходя из нее, могут сердечно помочь. Если их нет — сложнее.