Семья


29.12.2007

Необычный Новый год

Первый раз странная мысль не праздновать Новый год появилась у меня зимой 1998 года. Рождественский пост я пыталась держать во второй или третий раз в жизни. За предыдущие годы я поняла, что любимый с детства праздник разрушает весь настрой поста. Очень трудно не разговеться и не выпить, когда гуляет вся страна. Мой старший сын был еще 6-летним малышом, и мне захотелось воспитать его в иной, чем я, традиции, чтобы он прочувствовал с юных лет, что Рождество важнее, чем встреча Нового года.

В самый канун праздника мы уехали из шумного, нарядного Петербурга в тихий старинный Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский женский монастырь.

В монастыре было немноголюдно. Мы с сынишкой в каком-то особенном трепетном настроении стояли в полупустом, огромном, древнем храме и слушали праздничный Новогодний молебен. Церковь «выражала свое почтение» светской традиции и специальным чином службы поздравляла всех православных и всех россиян, кто встречал Новый год в эту ночь.

Где-то далеко шло веселье. До монастыря доходили отзвуки праздничных песен и громкой музыки, небо светилось от новогодней пиротехники.

Совершенно иное чувство и настроение было среди тех, кто собрался в канун праздника под сводами храма. Впервые в тот вечер я ощутила себя частицей Единого общего Тела Христова — Церкви. И это состояние было необычно возвышенно, удивительно, не похоже ни на что, пережитое мной ранее.

Когда служба уже подходила к концу, среди сестер монастыря произошло какое-то оживление. Монахини, которые чинно молились во время службы, вдруг одна за одной «вспорхнули» со своих мест и устремились к левому пределу храма. Разнесся взволнованный шепот: «Замироточила!»

Я тоже заинтересовалась, что же там происходит, куда устремляются монахини? Обошла большой столп, держащий своды храма, и увидела икону Божией Матери. Нарисована была она яркими свежими красками на простой, средних размеров доске ДСП. Совсем не старинная, не в канонической манере, а яркая, живая, как иллюстрация из детской книги. Монахини стояли у этой иконы и в изумлении смотрели на нее. Я тоже подошла и обомлела… Из «нарисованного» левого глаза Богородицы текла НАСТОЯЩАЯ ЖИВАЯ СЛЕЗА. Из уст младенца Иисуса, как тонкая струйка, текло непрерывно и обильно «неведомое прозрачное вещество». (Позднее только я узнала, что это было Миро.) В те годы я заканчивала учебу на физфаке университета, интересовалась теориями происхождения вселенной… И вдруг я УВИДЕЛА, как у меня на глазах из ничего творится «первоматерия», я приняла участие в самом сокровенном и непостижимом явлении нашего мира, которое называется чудом. Я упала на колени и от избытка чувств из глаз моих полились слезы. Весь мир перевернулся в глазах моих. Все, что я думала об окружающем мире раньше, лишилось всякого смысла. Я не просто поверила тогда, я открыла для себя Бога в тот момент раз и навсегда. Мой сын, которому сейчас уже 17 лет, с тех пор любит повторять: «Я не просто верю в Бога. Я знаю, что Он есть»...

После этого удивительного праздника мы с сыном каждый год 30 или 31 декабря уезжали в Варлаамо-Хутынский монастырь. Самую строгую неделю Рождественского поста мы посещали службы, чистили ступеньки на горку святого Варлаама от снега, катались на санках, несли послушания, строили из снежных сугробов Рождественский вертеп. Удивительное время от 1 до 7 января мы проводили в ожидании чуда. И приходила чистая светлая Рождественская радость пришествия в наш мир Сына Божьего.

Со временем мой маленький друг стал проявлять легкое неудовольствие, что все дети имеют в эту ночь подарки, а он нет, и я придумывала «разные фокусы» с подарками для сына. Мы ходили гулять под вечер и под каждой елкой моего мальчика ждали неожиданные сюрпризы. Пока он искал очередной сверток с печеньем под снегом, я смотрела на огни далекого города. Там все было иначе. Зачем люди лишали себя этой удивительной духовной радости ожидания Рождества?

Сегодня государство предоставляет всем россиянам возможность отдыха в самую строгую неделю Рождественского поста. Не надо ходить на работу, можно не думать о мирских проблемах. Какой прекрасный шанс для всех людей достойно подготовиться к Рождеству. Но как язва, как проклятие сидит в самой глубине наших душ любовь к новогоднему веселью. И вместо благодатного спасительного поста мы бездумно отмечаем возникший в 1918 году неведомый Святой Руси праздник.

Нонна Аронова