История


07.01.2003

Из истории новогодних праздников.

Новогодние праздники в нашей стране — праздники удивительные, не похожие ни на какие другие. Где еще встречают два Новых года и Рождество между ними? Но Новогодний праздник неоднократно переносился не только в нашей стране. Еще за 45 лет до Рождества Христова римляне перенесли встречу Нового года с 1 марта на 1 января. И с тех пор эту ночь и следующий день они проводили в «бесчинных шумных игрищах с переодеваниями и в безумном веселии».

Новый год

В различных христианских странах в разные исторические периоды начало нового года отмечалось 1 марта, 25 марта, 1 сентября, 23 сентября и 25 декабря. Только в 1594 году французский король Карл IX приказал начинать год с 1 января; это установление постепенно распространилось по другим западным странам. В нашей стране, где еще

с 10 века Новый год отмечался 1 марта, первый раз его перенесли в 1492 году на момент окончания уборки — 1 сентября. Затем через 200 лет Петр I в конце 1699 года постановил: «По примеру всех христианских народов... считать новый год не с 1 сентября, а с 1 января 1700 года. И в знак того доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с новым годом. По знатным и проезжим улицам у ворот учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых... Людям скудным хотя по дереву или ветви над воротами поставить...» То есть после 31 декабря 7208 года от сотворения мира в нашей стране началось 1 января 1700 года от Рождества Христова. В ту далекую полночь Петр I поджег первую новогоднюю ракету, дав этим сигнал к открытию празднества и утверждению нового обычая. В городах вовсю зашумели маскарады и широкие народные гулянья...

А в 1918 году гражданский календарь был еще раз изменен, и мы начали встречать новый год на 13 дней раньше, но.. только с 1927 года. До этого праздник был отменен как церковный и ненужный обществу, а рождественные елки строго запрещены.

Рождество

Рождество официальным стало совсем недавно. Но ведь почти в каждой семье и раньше 7 января накрывали праздничный стол, зажигали свечи.

И как же праздновали Рождество на Руси? Весело, широко: с разноцветными шумными ярмарками, гуляньями, катаньями на санях, колядками и ряжеными.

Праздник Рождества Христова, как и остальные православные праздники, отстает от европейского календаря на 13 дней и празднуется 7 января. У древних славян это был Праздник зимнего солнцестояния, когда день удлиняется, а ночь становится короче.

Вечер под Рождество назывался Сочельником — от слова «сочиво», что означает кушанье из разваренных зерен пшеницы. Варили сочиво и взвар из сухофруктов, которым его и сдабривали; а еще добавляли мед, патоку. Ставили под образа на сено, как дар нарождающемуся Спасителю. До первой звезды не ели. Шли на Всенощную в храм, а возвращаясь, приносили с собой дух Рождества, атмосферу праздника. А уж разговлялись после Рождественского поста за пышным, по-русски щедро накрытым столом, где были и поросята со всякими добавками и начинками, и пироги, и прочие лакомства.

Святки

Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова. Начинавшиеся в Рождественский Сочельник и продолжавшиеся до Крещения святки всегда являлись основным зимним праздником на Руси. Особенно любимым их делал повсеместный запрет работать (тем более работать после темноты). Возможно, именно от этого запрета берет свое начало название праздников — «святые вечера». В первые три века христианства, когда гонения мешали свободе христианского Богослужения, в некоторых восточных Церквах праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения под общим названием Богоявления. Памятником древнего соединения Рождества Христова и Святого Богоявления является совершенное сходство в отправлении этих праздников, дошедшее и до наших времен. Когда же эти праздники были разделены, то празднование распространилось на все дни, промежуточные от 25 декабря до 6 января, и эти дни как бы составили один день праздника.

Святые вечера. По древнему обычаю православные христиане прекращают свои дневные дела вечером в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, бывших в ночное или вечернее время. «Святить» двенадцать дней после праздника Рождества Христова Церковь начала с древних времен. Уже в церковном уставе преподобного Саввы Освященного, в который вошли еще более древние чиноположения, пишется, что во дни святок «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келий», и возбранено совершать священнодействие брака.

Вторым Туринским Собором в 567 году все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными. Между тем святость этих дней и вечеров подчас нарушается призывами к обычаям языческих празднеств, внушениями, что на Руси в дни святок были приняты гадания, игрища с переодеванием, народные гуляния. Церковь всегда запрещала эти суеверия. В правилах VI Вселенского Собора говорится: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии (греч. «наказание» — духовно-исправительные меры, накладываемые священником или архиереем).

Череда зимних праздников продолжается до 19 января, когда Православная Церковь отмечает праздники Богоявление и Крещение Господне.