История


23.05.2003

Острова природы и духа

Древняя Раифа Синая

...Когда-то в давние времена неподалеку от священной горы Синай, что возвышалась над одноименным полуостровом, омывающим берега свои теплыми водами Красного моря, возникло монашеское поселение под названием Раифа.

Именно здесь в IV веке развернулись трагические события, связанные с мученической гибелью монахов-старцев от рук варваров. Известно, что в IV веке произошло переселение из Ливийской пустыни в долину Нила языческих племен ноба. Однажды небольшие их отряды переправились через Суэцкий пролив и учинили разбой на Синайском побережье. Почти одновременно они напали на монахов Синайской горы и монахов Раифы. Во время этих событий в Раифе жило 43 монаха, многие из старцев провели там по 50-60 лет. Захватившие их варвары сначала пытали монахов, требуя золота, а затем убили 39 человек.

Эти старцы умерли, прославляя Бога, и были причислены православной церковью к лику святых.

И вот, тринадцать веков спустя, монашеский дух и традиции Святых отцев в Синае и Раифе избиенных были возрождены на земле казанской.

Иеромонах Филарет

История новой Раифской обители чрезвычайно интересна. Для того чтобы почувствовать это, давайте заглянем в глубь веков и ощутим дыхание далеко ушедшего от нас времени…

Родиной основателя Раифского Богородицкого монастыря была Москва. По смерти своих родителей, следуя совету Евангельскому, он роздал все имение нищим и постригся в монашество в Московском Чудовом монастыре, приняв имя Филарета.

...Желая вести строгую иноческую жизнь в уединении, которое нарушали в Москве его знакомые и родственники, он оставил ее и направил свой путь в низовые губернии по Волге. Пройдя многие монастыри и города, иеромонах Филарет прибыл в Казань, остановился здесь и поступил в число братии казанского Спасо-Преображенского монастыря.

Вскоре жизнь Филарета, строгая и благочестивая, стала делаться известной и в Казани. Филарет, дабы избегнуть мирских почестей, принял подвиг юродства. Днем он ходил по улицам и площадям, ночи проводил в молитве и бдении в своей келии. Истинно благочестивые люди, которые сумели под покровом юродства разгадать духовные дарования инока, еще теснее сблизились с ним.

Любя уединение и безмолвие, Филарет часто удалялся из монастыря в дремучие леса и урочища, находящиеся около Казани.

В один из таких дней 1613 года Филарет вышел за город и направил свой путь в сторону северо-запада, в места еще ему не знакомые. Пробираясь через девственный лес, инок случайно вышел на берег неизвестного озера, тихо плещущего светло-зеленые воды свои у отлогих берегов. Прекрасное и величественное, но вместе с тем несколько мрачное место, довольно удаленное и защищенное от людей дремучим лесом, пленило Филарета. Он решил остаться здесь...

Новая пустынь

Сначала келья отшельника стояла одиноко, и лишь дикие черемисы иногда приходили на берег озера для совершения языческих обрядов. Но вскоре это место стало известно казанским почитателям подвижника, которые стали его посещать. Некоторые из них решились вести отшельническую жизнь и поселились рядом с Филаретом.

Таким образом росло и крепло вокруг Филарета новое братство, жившее в аскетических деревянных хижинах на берегу прекрасного лесного озера. По предложению Филарета была построена часовня. По преданию, дошедшему до нас из глубины веков, построение часовни было ознаменовано видимым знаком благоволения Божьего. Как-то раз один инок, выйдя из келии, взглянул на небо и увидел простертую из облака руку, благословляющую то место, на котором стоял скит. Обрадованный и удивленный таким необычным явлением, отшельник поспешил рассказать о нем преподобному Филарету, который воспринял это как доброе предзнаменование.

...Почтенный возраст брал свое: основатель обители преподобный Филарет, предчувствуя близкую кончину, возвратился в Казань в Спасо-Преображенский монастырь, где в скором времени умер и был погребен. Но брошенные им в благодатную почву семена истинной веры по прошествии нескольких лет дали обильные плоды.

Раифская обитель Казанского края

В 1661 году к митрополиту Казанскому и Свияжскому Лаврентию из Раифской обители прибыл инок Фаддей с двумя старцами, которые от лица братства просили благословения на строительство церкви и назначения священнослужителя. Архиерей исполнил желание братии.

Строительные работы начались в 1662 году. После освящения первой построенной деревянной церкви это место стали именовать обителью. Возводилась стена вокруг монастыря с двумя надвратными церквами. Одна из них была освящена во имя Святых преподобных Отец в Синае и Раифе избиенных, от которой и сама обитель стала называться Раифской пустынью.

Несколько позднее была построена соборная церковь во имя Грузинской иконы Божией Матери, так как митрополит Лаврентий решил приобрести точную копию с чудотворной Грузинской иконы Божией Матери (известно, что этот храм был освящен еще до 1670 года).

Когда именно были освящены первые четыре храма, неизвестно, но можно утверждать, что они были построены и освящены при митрополите Лаврентии, т.е. до 1670 года, практически одновременно с принесением сюда из Казани чудотворного образа Грузинской Божией Матери, прославившегося многочисленными чудотворениями и ставшего вскоре одной из главных святынь Казанской епархии.

Жемчужина в изумрудной оправе

Раифский монастырь находится в самом центре Волжско-Камского заповедника, фото Валерия СоломахинаНовоустроенная Раифская пустынь не была обеспечена ни угодьями, ни землей. Монахи, своими руками с трудом обустраивавшие монастырь, находились в весьма скудном положении. По просьбе игумена Савватия царем Алексеем Михайловичем Раифской пустыни была передана пустошь Свиные Горы над рекой Камой. А в 70-х годах XVII века игумен Алексий обратился с челобитной к царю Алексею Михайловичу о передаче монастырю прилегающих к нему лесов. Вскоре царский указ от 1674 года даровал лесные земли во владение Раифской пустыни. Таким образом, во владениях Раифы оказалось озеро, обрамленное вековыми лесами, где не ступала нога человека.

Администрация монастыря незамедлительно ввела ряд природоохранных мер. Леса, примыкающие к обители, были объявлены заповедными. Налагался строжайший запрет на рубку и охоту, который был закреплен повелительной грамотой и сохранялся около 300 лет. Надзор за сохранением монастырских лесов в первое время осуществляла братия, а с середины XVII века была введена наемная охрана угодий. С уличенных в самовольных промыслах и порубках взимался штраф. Кроме того, в ту пору промышлять в монастырских угодьях считалось тяжким грехом.

Вплоть до начала XX столетия в Раифе существовала гармония между природой и человеком.

В руках революции

Но хрупкое равновесие нарушилось, когда пришли люди в кожанках и буденовках. Была ликвидирована охрана угодий, участились случаи порубок «для нужд революции». Для этих же нужд экспроприировались драгоценности и имущество монастыря...

Обеспокоенные судьбой Раифской пустыни и окружающих ее лесов, ученые Казанского университета и бывшей Духовной академии профессора А.Я. Гордягин, А.Е. Арбузов, И. М. Покровский, В.И. Несмелов поставили вопрос о придании Раифе статуса заповедника — но им было отказано. Следующая их попытка передать Раифскую лесную дачу университету в качестве учебной базы лесного факультета увенчалась успехом.

Так в 1919 году возникло университетское лесничество, которому передали и обитель. Таким образом ученые сумели на какое-то время спасти и вековой лес, и обитель.

Но в конце 20-х — начале 30-х годов монастырские постройки уже использовались для содержания заключенных. Университетское лесничество было преобразовано в агролесхоз, где в 1933-35 годах велись активные вырубки. Но и тогда лес удалось спасти: агролесхоз сменил Раифский опытный лесхоз, который курировался Татарской лесной опытной станцией. Топор уже не властвовал безраздельно.

Заповедная зона

Только в 1960-м году многочисленные попытки казанских ученых создать в Раифе заповедник увенчались успехом.

Раифский участок находится в 25 км к западу от Казани. В заповеднике имеется несколько озер. Самое крупное — озеро Раифское, на берегу которого расположен Раифский Богородицкий мужской монастырь.

Само слово «заповедник» своими корнями уходит в древнюю историю взаимоотношений славянских народов с природой и подразумевает полный и нерушимый во времени запрет какого-либо использования. Это слово как бы само по себе ассоциирует с чем-то диким, нетронутым, неприкосновенным. И именно такими в начале XVII века были те леса и урочища на берегу чудесного озера, где монах Филарет построил первую хижину...

Собственно запрет на использование природных ресурсов определённой территории имел место не только у древних славян, но и у многих других племен, что нашло своё отражение в известных многочисленных «священных рощах», «священных местах» и т.п. Здесь в религиозной форме скрывалась совершенно материальная потребность — обеспечить постоянное возобновление дичи и других даров природы, от наличия которых зависит выживание племени. Эти «священные» урочища и есть первобытные заповедники. Странным образом в конце второго тысячелетия, как бы совершив огромный спиральный виток, общество, казалось бы, «победившее» стихию природы, вновь обращается к подобной практике.

Древние леса

Разнообразие почвенно-растительных и микроклиматических условий территории заповедника обусловливают богатство его флоры и фауны. Насаждения бывших монастырских лесов, вошедших в состав заповедника, считаются одними из старейших в Европе. Они являются старейшими на всём протяжении от Москвы до Урала, в них сохранились насаждения 200-250-летнего возраста. Заповедник является местом концентрации редких видов живых организмов, целый ряд которых за пределами заповедника на территории Татарстана более нигде не встречается. В заповеднике сохранились ценнейшие по своей биологической продуктивности леса. В некоторых елово-сосновых насаждениях запасы древесины достигают 820 куб. м на гектар, что является самым рекордным показателем в Поволжском регионе.

Особенности Раифского заповедника

Оригинальным является распределение пород деревьев по территории Раифского участка. Если, например, продвигаться от южной опушки Раифского леса в северном направлении, то на протяжении всего в 4-5 км можно последовательно очутиться сначала в полосе широколиственных лесов из дуба и липы. Затем мы попадём в полосу смешанного леса, где в состав древостоев уже добавляется ель, а позднее — сосна, затем мы оказываемся в хвойных лесах из ели, пихты и сосны и, наконец, последними идут чистые сосновые леса. То есть на отрезке в 4-5 км сымитирована вся широтная зональность лесной полосы Европейской России.

Интересной особенностью является то, что для самых пониженных участков Раифской котловины характерен более холодный и более влажный микроклимат, чем на прилегающих территориях. Поэтому здесь сохранились таёжные виды растений и животных, которые обычны для более северных, чем наша республика, территорий. Такие растения, как линнея, майник, плаун, грушанки, являются типичными обитателями европейской тайги. Из таёжных животных для Раифского леса характерны: глухарь, рябчик, трехпалый дятел, красная полевка и другие.

На сохранившихся в Раифском участке сфагновых болотах произрастают вересковые кустарнички — багульник, андромеда, болотный мирт и некоторые другие растения, которые можно встретить и в зоне тундры. Все эти северные виды живых организмов сохранились в заповедном лесу с древних холодных времён. На всей территории Татарстана, ландшафты которого в настоящее время подвергаются интенсивному иссушению, нет второго такого места, где они бы были представлены в таком разнообразии.

Из животных характерны средняя бурозубка, красная полевка, белка, куница, заяц-беляк, лось, глухарь, рябчик, трехпалый дятел.

В 1996 году на Раифском участке заповедника выпущены бобры, которых изредка можно увидеть, гуляя по берегу в сумерках.

Всего на территории Волжско-Камского государственного природного заповедника охраняется: сосудистых растений — 850 видов, мхов — 170, водорослей — 150, лишайников — 120, грибов-макромицетов — 750, млекопитающих — 56, птиц — 200, пресмыкающихся — 6, земноводных — 10, рыб — 30; несколько тысяч видов беспозвоночных. Из них в Красную книгу России занесены 3 вида растений, 9 — грибов, 11 видов животных; в Красную книгу Татарстана — 156 видов растений, 27 — грибов, 128 видов животных.

В заповеднике имеется дендрарий (заложен в 1921). Коллекция дендросада насчитывает более 400 видов, форм и сортов древесно-кустарниковых растений из Европы, Азии и Северной Америки. Работает музей природы заповедника. Имеется два стационара, на которых проходят полевую практику по биологии, географии и экологии студенты казанских вузов.

5 июня - всемирный день охраны окружающей среды