История


28.11.2003

Русская церковь заграницей

Русская Православная Церковь Заграницей всегда считала себя свободной частью Русской Православной Церкви. Она объединила вокруг себя русских православных национально мыслящих людей. Церковь прошла трудный и тернистый путь. Ее миссия заключалась в том, чтобы быть хранилищем истинной православной веры, мировоззрения и русскости для будущей возрожденной свободной России. Русская Православная Церковь Заграницей проводит огромную работу для сохранения русского православия в мире. Существуют многочисленные приходские и церковные школы. Есть семинария. Есть несколько монастырей. Печатаются духовные книги, переизданы все духовные классики. Издаются журналы, приходские листки. Устраиваются встречи, обеды, лекции, курсы, съезды, паломничества. При церквах существуют сестричества, братства, библиотеки, книжные магазины, молодежные организации, кружки. Есть детские приюты и старческие дома.

Русская Православная Церковь Заграницей способствовала духовному возрождению России вообще просто своим существованием — подавая пример и надежду, а также посылкой массы духовной литературы: листовок, брошюр, журналов и книг. Старые духовные и исторические классики перепечатывались за границей и писались новые труды. Все это потом посылалось в Россию. В те времена типография Свято-Троицкого монастыря в Джорданвиле, штат Нью-Йорк, работала 24 часа в сутки.

Одни из самых знаменательных актов Русской Православной Церкви Заграницей — это прославление св. праведного Иоанна Кронштадтского, св. блаженной Ксении Петербургской, свв. Новомучеников и Исповедников Российских (1981 г.), свв. праведных Оптинских старцев, св. Иоанна Архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского (1994 г.), св. Иннокентия Митрополита Московского (1994 г.), св. Николая Архиепископа Японского (1994 г.) и св. Ионна Епископа Ханькоуского (1996 г.), а также организация празднества Тысячелетия крещения Руси (1988 г.)

До 1917 года

Святейший патриарх ТихонДо 1917 года за границей существовали русские церкви для обслуживания: живущих в русских монастырях в святых местах (Св. Земля-Палестина, гора Афон в Греции, Бари в Италии и др.), русских паломников к святым местам, служащих русских посольств (Франция, Германия и др.), русских туристов (Франция, Германия и др.), русских эмигрантов (США, Канада и др.) и русских, живущих в бывших русских владениях (Польша, Финляндия, Аляска и др).

Таким образом, уже до 1917 года, русские церкви существовали за границей: в Святой Земле, в Западной Европе, в Америке, на Аляске и т. д. Кроме церквей тоже были монастыри в Святой Земле и в Греции на Афоне. Так как Святейший Синод (в Санкт-Петербурге) правил Русской Православной Церковью, то все церкви за границей подчинялись ему. Весь мир был разделен на митрополии, а они на епархии, и в каждой епархии было несколько церквей-приходов. Таким образом, в России были русские митрополии, а в Западной Европе была Западно-Европейская и в Америке Американская Митрополии. В каждой митрополии было несколько епископов, а у каждого епископа было несколько священников (иереев), которые были во главе отдельных церквей-приходов. В США многие нерусские православные церкви входили в состав Американской Митрополии (например, сирийские).

После 1917 года

Митрополит ЛАВР, нынешний предстоятель РПЦЗПосле окончания гражданской войны на запад хлынули потоки русской белой эмиграции, а с нею и ее духовенство. Эмигранты на новых местах начали организовывать приходы и строить церкви. Таким образом, кроме уже существующих церквей, всюду появились еще новые.

Во время безбожного периода в истории Русской Церкви (1917-1991 гг.) русские люди за рубежом и их Церковь тоже несли тяжелый крест. Во время гражданской войны, положение во всем мире было неустойчивое. Это было сразу после первой мировой войны, и у всех было много своих проблем. Куда бы ни приезжали русские, нигде они не были приняты дружелюбно, а это вообще участь всех беженцев. Их ждали чужие страны и люди с другим мировоззрением, темпераментом и интеллектуальными и духовными потребностями. Чужой язык, чужая психология, дискриминация, все это калечило всех. Жизнь и нормальное развитие каждого человека и каждой семьи были так или иначе подорваны.

Несмотря на все трудности, русская эмиграция сохранила свое самое дорогое сокровище, свое Православие и неожиданно для самой себя стала распространителем Православия во всем мире. В то время, когда Русская Православная Церковь в России оказалась плененной, за границей ее свободная часть стала не только голосом плененных людей, но и голосом Православия.

Карловацкий собор

Митрополит АНТОНИЙ, первый предстоятель РПЦЗВскоре в Советском Союзе начались жестокие гонения на Церковь, и связь между церквами за границей и церковным правлением в СССР была прервана.

За границей сложилось трудное положение, так как во главе Православной Церкви всегда должна быть каноническая власть. Чтобы разрешить создавшееся положение, в 1921 г. был созван собор в Сремских Карловцах, в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев (позже названном Югославией), на котором, основываясь на постановлении Патриарха Тихона от 7/20 ноября 1920 года № 362, было решено организовать свободную часть Русской Православной Церкви, то есть Русскую Православную Церковь Заграницей во главе с Митрополитом Антонием (Храповицким). В состав этой Церкви вошли все церкви, приходы и монастыри вне России: новые организованные белой эмиграцией церкви и уже существующие за границей церкви Западно-Европейской Митрополии и Американской Митрополии.

Таким образом, Русская Православная Церковь разделилась на две юрисдикции: Русская Православная Церковь Заграницей с Митрополитом Антонием (Храповицким) и остатки Русской Православной Церкви с патриаршим местоблюстителем Митрополитом Сергием.

Вторая мировая

Вторая мировая война затронула весь мир, а с ним и русский эмигрантский мир. В СССР, чтобы привлечь народ к борьбе против немцев, Церкви была дана небольшая свобода.

Русские люди, их духовенство, церкви и монастыри оказались разделены фронтом. Одна часть оказалась на стороне союзников в США, Канаде, Англии, СССР и т. п. Другая же часть — под немцами: в Германии, Италии и у ее союзников, а также в ею оккупированных странах. В Америке и Канаде Американская Митрополия оказалась на территории союзников. В Западной Европе, главная часть Западно-Европейской Митрополии оказалась во Франции, оккупированной немцами. Правление и большая часть Русской Православной Церкви Заграницей была в Югославии, оккупированной немцами.

Таким образом, в силу сложившихся обстоятельств у русской эмиграции постепенно появилось отчуждение друг от друга. Другими словами, между Заграничной, Западно-Европейской и Американской юрисдикциями произошло все большее и большее отчуждение, которое постепенно привело к полному разрыву. Образовались три юрисдикции, которые пошли по разным путям.

подготовил
иеродиакон Иоанн