История


28.11.2003

Россия: история богоборчества

Понимая, что всякое насильственное переустройство мира непременно приведет власть к столкновению с религией, чьи принципы отвергают любое насилие, власть большевиков изначально рассматривала «всех попов и мулл прислужниками буржуазии». Русская Православная Церковь — государствообразующая религия России — в огне гражданской войны сохраняла свою независимость от нового режима.

Духовные сокровища разграбленных храмов очень скоро оказывались на Западе.

Красный смерч на Свияжске

В 1921-1922 гг. страшный голод охватил Поволжье. Церковь и Мечеть добровольно жертвовали в помощь голодающим деньги, «неосвященные» предметы, но это не спасло их от первого «ленинского» удара. Уже в самый разгар гражданской начались первые акты новой власти против религиозных учреждений, сопровождающиеся неслыханным зверством и жестокостью.

Не обошел церковный грабеж и наш край. Подлинному и пока еще первому ограблению подвергся Свияжск. Первопроходцем грабежа здесь выступил первый начальник милиции еще тогда Временного правительства — эсер Комаров, отобрав у монастыря Успения Богородицы гостиницу.

В разгар гражданской оба монастыря «пощипали» матросы Волжской военной флотилии и красноармейцы. Смерчем пролетела по острову Свияжск бригада красногвардейцев Пятой Красной Армии. 25 июля 1918 года зверски был убит священник Софийской церкви отец Константин (Далматов), бескорыстный пастырь, человек удивительной простоты и редкого дара проповеди, а с ним заодно еще 18 мирных жителей Свияжска по подозрению в нелояльности к Красной Армии. А через неделю, все в том же Свияжске, председатель Реввоенсовета Лев Троцкий открывал памятник Иуде Искариоту...

В сентябре 1919 г. свияжский военный комиссар приказал очистить монастыри в 24 часа. Издевательства над монахами и монахинями Иоанно-Предтеченской обители достойны отдельного описания. Летом 1922 года решением Татцика была публично осквернена гробница святителя Германа. Предполагалось всенародно доказать, что святые мощи — поповская выдумка. В момент вскрытия гробницы из невесть откуда взявшегося облачка посреди небесной синевы грянул гром, и ударила молния. Видя, что разоблачения не произошло, мощи «арестовали» и увезли в Казгубчека. Вскоре Успенский монастырь подвергся тотальному грабежу и через год был закрыт. Та же судьба была и у женской Иоанно-Предтеченской обители. Остров начал превращаться в тюремный застенок.

Грабеж в Раифе

Ворвавшиеся на окраины Казани революционные матросы и красногвардейцы частей комдива Н.Азина, одурманенные самогоном и кокаином, с сатанинской злобой обрушили свой первый гнев на немногочисленных насельников Зилантова монастыря. Перебив всех до единого монахов, прихватив церковное серебро и вызолоченную утварь, разграбив монастырский реликвитарий с ценными в историческом смысле дарами, красногвардейцы двинулись занимать город, почти пустой, оставленный испуганным населением.

Всеми почитаемая Раифа не избежала попытки грабежа монастыря. Науськанные Казанским ЧК, опять же нетрезвые, В. Несмелов, П. Лавринович, Ф. Копко и еще несколько самозванных экспроприаторов под предлогом поиска «врагов революции» ворвались в монастырские храмы для открытого грабежа.

Тогда монастырь спасли крестьяне деревни Белое Безводное и села Большие Ключи, успевшие по зову набатного колокола окружить и расправиться «по-своему» с святотатцами. Это были лишь «первые ласточки» грядущих гонений на Бога с одобрения новых властей.

«церковные» стукачи

Но вот пришел 1922 год. В.И. Ленин посчитал, что настал исключительно благоприятный, единственно возможный из-за отчаянного голода момент грабежа. В марте того же года кремлевский вождь дал команду воспользоваться инцидентом в Шуе, где прихожане оказали сопротивление грабежу церковных сосудов и было убито 4 и ранено 10 прихожан.

Церковное имущество не давало покоя коммунистам. Ленин рекомендовал расстреливать как можно больше, развернуть антицерковный террор. Он писал: «Мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий. Чем больше число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».

Уже за период 1922-23 гг. в стране было арестовано, сослано или расстреляно примерно 20 тысяч священнослужителей. Внутри Русской Православной Церкви с помощью ОГПУ было создано лояльное большевикам так называемое «обновленное течение», которое сумело подчинить себе до 70 процентов всех приходов России.

В 1923 г. созванный обновленцами Поместный Собор «одобрил» социалистическую революцию и объявил арестованного большевиками патриарха Тихона вне закона. Последний патриарх уходящей России, сломленный голодом и пытками, вынужден был выступить с покаянным письмом, чье происхождение, как и внезапная смерть Тихона еще и сегодня таинственны.

Большевики передали «обновленцам» главный храм России — Храм Спасителя в Москве. Но это не прибавило им авторитета, и к концу 30-х годов созданное ОГПУ течение сходит на нет. Большевикам удалось внести раскол в Русскую Церковь, внедрить шантажом, угрозами в ее среду сотни информаторов, а попросту стукачей.

Торговля национальной гордостью

Первый тотальный грабеж церковного имущества эхом возмущения отозвался во всем цивилизованном мире. Изымали не только изделия из драгоценных металлов, но и редкие древние иконы, облачения священнослужителей и даже мощи святых Руси.

Уже в 1923-24 гг. на антикварных аукционах Берлина, Лондона и Парижа потоком стали продавать церковное имущество, многое из которого составляло национальную гордость России. Навсегда уходили от нас ценнейшие иконы Андрея Рублева, Дионисия, Симона Ушакова, византийские раритеты, уплывали за границу книги, летописи, шедевры прикладного искусства — разлеталась по миру душа России.

Георгий МЮЛЛЕР,
историк-краевед.