История


10.03.2004

1830 год, или Путешествие в Раифскую пустынь

...Башня над Святыми вратами с церковью в ней Святителя Николая

Колокольня с надвратной церковью в честь архистратига Божия Михаила построена позднееБашня, которая поставлена на самой средине восточной монастырской ограды. Эта башня сооружена в виде четырехугольника конического устройства, с самого основания постепенно суживаясь к верху, она потом сокращается тупым остроконечием, на котором возведен крест во знамение того, что внутри ея освящена церковь. Бока ея, идущие вверх квадратно, покрыты тесом и выкрашены. Она имеет вокруг себя ход с навесом, поддерживающимся столбами. Ход же на площадку устроен с монастырского двора чрез отверстие в башне; отселе с северной стороны отверзается дверь в церковь.

Как главный престол сей церкви освящен в честь Святителя Николая Чудотворца, то она и носит на себе имя сего святого. Внутренность ея кругообразна и в объеме и не слишком обширна; посему почти одним взглядом окидывается все ея внутреннее пространство.

Впереди видишь иконостас; по правую и левую руку представляются зрению полукруглые на стенах окна. Алтарь небольшой и не слишком разнообразный. Служба в сей церкви отправляется только по праздникам Святителя 9 мая.

С площадки, устроенной под навесом хода около сей башни, первый предмет любопытства, который с восточной стороны представляется взору и поражает воображение красотою своего вида, преимущественно составляет лес, который, разходясь здесь в обе стороны, на север и юг, образует правильное полукружие и идет прямо на запад. Перед ним извивается речка Сербулак, осененная по берегам тальником и другим кустарником. Выбегая из восточного полукружия леса и протекая поперек поляны, она отселе впадает в озеро там, где оно оканчивается. За ней на южном конце того же полукружия, образованного лесом, скромно стоит под тенью густых сосновых дерев монастырская каменная часовня, которая построена в 1831 году на большом московском тракте...

...Пещеры затворнические

Показывали мне пещеру отшельнического затворничества. Теснота внутреннего объема, слабое, едва мерцающее, сияние света, проникающее внутрь пещеры из узенького оконца, низменность потолка и сырость пола, стеснение воздуха и жесткое ложе — облекало пещеру видом строгого, пустыннического затворничества, все знаменовало трудность подвиженичества в самоотвержении. Но не всякий подвижник увенчается добрым успехом, если он не законно подвизается на сем духовном поприще. Блажен тот подвижник, который при совлечении внешнего мира и похотьми его умеет обновиться умом в преподобии, и прежде, и истинне!

...Я слыхал от одного пустынника, что затворнику, сидящему посреди тесной пещеры, чрезвычайно полезно с толком напевать стихи из степенных, певаемых на воскресных утренних, и таким образом отражать наветы древняго врага человекоубийцы. ...В эту пещеру помещался по временам один безмолвник, который около 20 лет вел жизнь безмолвную...

...Сенные покосы

...На следующий день после обеда мы отправились на монастырские сенные покосы, отстоящие от монастыря версты на три. Миновав часовню, вступили мы в густой и высокий лес, и шли дорогой более версты, как вдруг открывается пред нами обширнейшая поляна, распространяющаяся по разным возвышенностям и раскатам земной поверхности. Здесь между рассеянно стоящими разными деревьями в большем или меньшем числе сотоварищества, распространялись монастырские луга...

...Послушник из отставных солдат

   

Об авторе

Архимандрит Даниил (Сивиллов), 1798-1871 гг.
Настоятель Троицкого Селенгинского монастыря, член Русской Православной миссии в Китае. Из Александро-Невской семинарии, иеромонах, член миссии (1819-1831), архимандрит, настоятель Московского Златоустовского монастыря (1831), Казанского Предтеченского монастыря и профессор Казанского университета (1837), настоятель Троицкого Селенгинского монастыря. В 50-х годах на покое в Ростовском Борисоглебском монастыре.
Приблизившись к сенокосцам, которые состояли частию из штатных монастырских служителей, частию и из послушников сего же монастыря... Между тем пришла мне мысль спросить одного из них: кто он и откуда поступил в монастырь? «Я, — отвечал он, — родом из черемис казанских, доселе находился в военной службе и состоял в Гренадерском Графа Аракчеева полку в новогородских военных поселениях. По выслужании же срочных лет получил чистую отставку и теперь нахожусь в сем монастыре уже несколько лет в числе послушников. «Когда ты крещен?» «В бытность мою на службе. При крещении моем сам граф сделал мне честь быть воспреемным отцом». «Почему ж ты не остался на своей родине после отставки?» «Лета моей жизни уже напоминали мне искать более тихого пристанища в ограде монастыря, где б я мог свободно посвятить остаток дней моих на служение Богу и на спасение души моей, нежели изнурить их в кругу моих единоплеменников, посреди сельской злопотливой жизни, и, может быть, да, может быть, всуе и понапрасну». Умно судил, что воздав кесарево Кесарю, теперь пришел сюда воздать Божие Богу!

...Пчельник

Кончив разговор, пошли мы вместе с настоятелем монастыря (при сопровождении которого, по большей части, я имел приятный случай ознакомиться с местными окрестностями сей обители и быть свидетелем того, что теперь передаю на бумагу) на пчельник, который принадлежал монастырю и расположен был на самом рубеже монастырского леса посреди густых липовых дерев... Мы взошли калиткой на двор, где кругом деревянной ограды расставлены были по разным местам пчелиные ульи; а на правой стороне со входа стояла изба для смотрителей за пчельником. Здесь я нашел другого ветерана, состоявшего в числе монастырских послушников, подобного тому, с которым я недавно имел разговор на сенных покосах.

...Послушник – матрос из чуваш

Он был родом из чуваш. Некогда также был отдан на военную службу и служил матросом при Балтийском флоте; странствовал в разных морских походах. И когда Русская морская эскадра стояла в водах Греческого архипелага, он тогда нашел случай предпринять путешествие в Палестину... и имел счастие посетить святой град Иерусалим. В доказательство сего он представлял нам разные святые вещи, принесенныя им от Гроба Господня. Благовея к сей святыни с искренним расположением благочестивого христианина, он хранит их на пчельнике при себе, как редкую драгоценность...

подготовила
Ольга КРЕСТИНИНА