История


04.04.2004

Раифа. 1830 год, или Путешествие в Раифскую пустынь

Продолжение. Начало см. в №3

Панорама Раифского мужского монастыря Казанской епархии. Литография 1880 г.

   

Об авторе

Архимандрит Даниил (Сивиллов), 1798-1871 гг.
Настоятель Троицкого Селенгинского монастыря, член Русской Православной миссии в Китае. Из Александро-Невской семинарии, иеромонах, член миссии (1819-1831), архимандрит, настоятель Московского Златоустовского монастыря (1831), Казанского Предтеченского монастыря и профессор Казанского университета (1837), настоятель Троицкого Селенгинского монастыря. В 50-х годах на покое в Ростовском Борисоглебском монастыре.
...После обедни зашел я к настоятелю в келлии. Между разными разговорами он предложил мне поход с ним вместе для прогулки в черемиское селение Параты, отстоящее от монастыря верст на восемь. Я тем охотнее согласился на его предложение, что мне никогда не случалось видеть черемис в домашнем их быту......Въехав на двор к священнику, который находился от церкви не в дальнем расстоянии, и застав его дома, мы однако ж скоро проводили его в церковь венчать свадьбу.*По старинному обычаю, черемисы постоянно совершают свои браки во время сенных покосов перед жатвой.*

...Мы с особенным удовольствием наслаждались радушным приемом хозяйки дома. Она угощала нас с сельскою простотою свежими ягодами, соединяя однако ж с сею добродеятельностью и прекрасные черты умной и вежливой горожанки. Добродетель везде увлекает к себе доброе расположение и получает достойную себе дань благодарности.

В продолжение сего угощения одна черемиска, женщина пожилых лет, взошла в горницу, разряженная своим узорчатым костюмом, унизанным сплошь рядами серебряных монет и других металлических побрякушек. Это была распорядительница свадебного пира. Она рассказывала нам о происхождении и намерении своих привесок с приметным самодовольствием...

...Образ жизни с некоторыми поверьями и обычаями, как и самое устройство их (черемис — ред.) домов свидетельствуют их родство с монголами, типы которых и доселе остались неизгладимо на их лицах и отпечатались на многих из употребляемых ими вещах и зданиях.

Черемисская  Куда

При выезде из Парат, на конце улицы, у ворот одного зажиточного черемисянина остановили нас, приглашая в дом. Мы слезли с повозки и взошли на двор. Первый предмет, который обратил на себя мое внимание, это была черемисская Куда — род деревенской русской избушки снаружи, а внутри совершенное подобие монгольской степной юрты со всеми снарядами и принадлежностями кочевого быта. Здесь мы увидели такой же очаг, как и у монголов в юртах, расположенный на земле. Над ним — отверстие для прохода дыма, из которого свешен на железном крючке котел для приготовления пищи. Впереди чулан, отгороженный для хранения в нем съестных припасов и разной поваренной посуды. По сторонам левой и правой такие же на земле седалища, как и в монгольских юртах, а стоя пред курящимися головнями, вы невольно вспомните тот же смрат, какой всегда наполняет и жилища монголов. Вообще можно сказать, что Куды есть ни что иное, как переиначенныя монгольския юрты на образец русских сельских хат.

Летом черемисы почти постоянно живут в своих Кудах, как израильтяне в своих кущах, и в них же приготавливают пищу — для воспоминания своей прежней жизни и подражания своим предкам. У черемис на дворе Куда занимает самое почетное место и по преимуществу носит на себе имя дома; потому что слово Куда на черемисском языке означает дом. Вот, между прочим, живой пример силы привычки, которая так же, как и вторая природа, оказывает непреотвратимое сопротивление самым упорным усилиям искоренить ее!

...У черемисов домашний скот не пасется под надзором пастуха, но бродит на воле по полям и лесам рассеянно. Хотя часто случается, что из сего скота значительная часть достается в добычу хищным зверям. Черемисы однакож не отстают от своего обыкновения, содержат скот по примеру степного азиатского быта, жертвуя им в пользу закоренелой своей привычки.

Еще явление не менее того замечательное во нравах черемис заставляет признать их за часть Средней Азии. У них женский пол в рабстве. Это отличительный признак характера азиатских народов, у которых мужья полномочные господа своих жен.  Мы видели черемисок, пашущих на полях и едущих с дровами, между тем как мужчины важно разгуливают по улицам...

Русская изба черемисов

Фото из архива газетыКогда мы взошли в большую избу, в которой черемисы ведут обыкновенную жизнь, как старожилы-подданные Русской державы, то увидели здесь совсем другой свет. Здесь мы нашли то же расположение, как и в русских избах, такие же лавки и палати, на том же месте печку, только с трубой, чего редко можно встретить в обыкновенных русских избах. Черемисы зимою постоянно живут в сих избах и в них приготовляют пищу, а когда наступит лето — перебираются в свои Куды, где и вступают во все права монгольского своенравия. Несмотря на некоторыя неважные отсутствия, я у черемис в русской жилой избе нашел немалое сходство с устройством сих зданий у наших деревенских крестьян так, что при входе в одну из них я невольно принужден был воскликнуть: «Вот здесь русским духом пахнет!»

Впрочем, у нас черемисы и не совсем остались без всякой перемены в отношении нравственно-религиозного образования. Хотя некоторых из своих обычаев они и доселе придерживаются, однакож нельзя не заметить благотворного влияния на них христианской веры. Прежняя дикость с них приметно спадает, на месте ея кротость, свойственная христианской жизни, управляет всеми движениями их сердца. Они строго соблюдают постановления, предписанные Православною Церковью, и особенно те из них, которые строятся для наружного благочестия. А сего для них и довольно. Такому обращению своему из язычества в христианскую веру многие из них обязаны благотворному на них действию нашей духовной миссии, высочайше учрежденной в Казанской Епархии в 1830 году.

подготовила
Ольга КРЕСТИНИНА