История


28.05.2004

1830 год, или Путешествие в Раифскую пустынь

...Воздадим благодарность всем, которые содействовали своим усердием к приведению в исполнение сего благого намерения — устройства Раифской обители...

Преподобный Филарет

Некоторые из поселившихся с преподобным Филаретом в пустыне собратий, часто и без всякой почти уважительной причины бродили по окрестностям озера, из одного пустого любопытства и разсеяния; а другие, собираясь в ту или другую хижину к кому-либо из своих товарищей, истощали время в праздностях. Преподобный, чтобы отвратить такое зло от своей братии, тем тщательнее занялся мыслью о постройке общего дома и изыскиванию к выполнению своего намерения разные средства.

Но не преступая к начатию дела, он нужным почел наперед предложить свою мысль о сем предмете на общее рассуждение всего братства и узнать от них собственное предположение, как и кто из них об этом думает. Тотчас все единодушно приняли его с искренним удовлетворением, видя всю важность столь полезнаго времени вперед, они тотчас принялись за работу. Нарубив бревен из ближайшего леса и навозив на определенное место, они в скором времени построили часовню, куда под руководством своего наставника преподобного Филарета стали собираться на общую молитву по утру, в полдень и вечером, и исправлять ежедневное молитвословие с обыкновенным разделением его на утреннюю, часы и вечернюю. И о окончании же службы Божией каждый старец с душевным назиданием отходил в свою келлию или хижину, где остальное время дня проводил то в занятии рукоделием, то в приготовлении себе пищи, или в чтении житий святых отец. С сих пор прекратились в братстве рассеянность и празнословие.

Равным образом общей трапезы еще не было заведено преподобным, но каждый из братии приобретал себе хлеб, частию покупкою оного в Казани, сбывая там свое рукоделие, а частию по средством собрания в лесу земных произведений запасал себе на целую зиму продовольствие в жизни. Преподобный Филарет имел в виду со временем учредить в своем братстве и сей полезный порядок общежития; но за разными недосугами, а более по недостатку в способах, не мог при своей жизни привести этого намерения в исполнение.

   

Об авторе

Архимандрит Даниил (Сивиллов), 1798-1871 гг.
Настоятель Троицкого Селенгинского монастыря, член Русской Православной миссии в Китае. Из Александро-Невской семинарии, иеромонах, член миссии (1819-1831), архимандрит, настоятель Московского Златоустовского монастыря (1831), Казанского Предтеченского монастыря и профессор Казанского университета (1837), настоятель Троицкого Селенгинского монастыря. В 50-х годах на покое в Ростовском Борисоглебском монастыре.

Благословение

Между тем, как преподобный с братию занимался построением часовни и приведением в лучшее расположение своих келлий, то при перенесении их с одного места на другое (некоторые из них перестроив вновь), произошло посреди сего пустынничеснаго жилища довольно замечательное явление.

Однажды некто из пустынножителей, вышедши на открытый воздух, взглянул на небо, как вдруг увидел простершуюся из светлого облака руку, благославлявшую то место, на котором созидалась часовня и возобновлялись кругом се разные пустыннические кущи. Обрадованный и вместе с тем удивленный необычайным видением отшельник спешил поведать оное своим товарищам; а сии неумедлили сообщить о том и преподобному Филарету, который из сего видения заключил, что их собрание во имя Христово на сем месте, без сомнения, благоугодно Богу, и что они занимаются делом приличным их знатию и сообразным с духом веры и благочестия. Прочие же из собравшихся к нему старцев, слыша от него такое свидетельство о значении сего явления, ободрились духом и все вознесли ко Господу совокупные молитвы в искренних и живейших чувствованиях благодарности, и спрашивая у Него святой помощи и на дальнейшие подвиги на избранном им месте жительства.

Сие и следующие события почерпнуты из одной монастырской рукописи.

Чудный знак колокольный

Многим из живущих на сем месте отшельничества слышался по временам какой-то странный гул, подобный колокольному звону, который неоднократно повторялся в том или другом углу их жилищ, с большею или меньшею выразительностью для слуха, и о котором они также рассказывали преподобному с сладостным предчувствием будущего возсуществования и предвещания на сем месте иноческой ибители, как то же самое и наставник их подтверждал, а впоследствии и самый опыт оправдали действительность его уверения.

Но преподобный Филарет, видя в будущем столь светлые предзнаменования, не имел однако ж утешения видеть их совершеннаго исполнения в настоящем, а видел только некоторые малыя начатки, некоторые слабые образы. Его главнейшее предназначение о создании обители на избранном им месте отшельничества требовало большего пространства времени. Большего избытка в способах, нежели какими он тогда обладал при всей своей ревности к достижению предположенной им цели. По крайней мере, он первый бросил семена такого предприятия на ниве им начатой и к возделыванию заготовленной, а другим оставил случай продолжать удобрение оной и собирать на ней плоды трудов своих. Несмотря однако ж на то, он так же первый заслуживает славу считаться и быть основателем Раифской Пустыни, даже и тогда, как он, по неисповедимым судьбам Промысла Божия, не получил себе в удел ни самого скудного участка земли на месте своего отшельническаго подвижничества для сокрытия в недрах ся бранных своих останков.

Он кончил дни своей жизни в том самом монастыре, который первоначально избрал себе в убежище по прибытии своем в Казань, и здесь сложил в мрак гроба обветшавшую ризу плоти своей. Переселился за пределы сей жизни, преходящей в сторону вечности, где начинается другая, лучшая жизнь для праведников, продолжается и уже никогда не оканчивается.

подготовила Ольга Крестинина

Начало см. в рубрике "История"