История


19.06.2004

1830 год, или Путешествие в Раифскую пустынь

Монахи отправляются к отцу Лаврентию

Собранное покойным Филаретом славенское стадо не оставило мирной своей ограды и после смерти своего пастыря пребывало и питалось во внутренней и внешней жизни под непосредственным покровительством Божественного промысла.

Однако ж в сем положении оставалось оно не слишком долго. Из него вывело его с одной стороны требование самой природы человеческой, почувствовавшей нужду в посторонней помощи руководства; а с другой — долговременное пребывание без священнослужения, установленного для приношения безкровной жертвы Богу. Для этой потребности у них не доставало еще и священнослужителя, облеченнаго духовною властию священноугойствия при содержании Божественной тайны Евхаристии; потому что не было у них даже доселе ни одного освященного храма, в котором бы можно было отправлять служение, положенное для приношения сей великой жертвы мира и спасения за грехи человеков. Посему они, избрав из среды своей старейшего некогда инока Фаддея, присоединив к нему и других старцев, отличавшихся пред прочими опытностью, как и сединою долголетней старости, отправив их в Казань в качестве депутатов от лица всего своего братства к Преосвященному Лаврентию Митрополиту Казанскому, который прибыл тогда на казанскую паству в царствование благочестивейшего Царя Алексея Михайловича, еще до принятия им такой старческой депутации, за четыре года прежде. По выслушиванию от них просьбы, Святитель не прежде однако ж согласился исполнить просимое, обещавшись сам осмотреть место прожительства и видеть на самом опыте потребность предложенного ему дела.

Прибытие в Пустынь митрополита

В следующее лето Архипастырь действительно отправился для сей цели в Раифскую Пустынь. И как нашел все справедливым, что в предшествовавшем году изъясняли ему в своей просьбе доверенные старцы, то и объявил им тут же свое согласие: во-первых, дать им строителя в качестве настоятеля над ними, который бы имел обязанность вводить между ними порядок общежития; а во-вторых, разрешил им и строение храма, согласно с их прошением, с возложением такого труда на будущего их настоятеля, которого он и не умедлит им прислать вскоре по приезду своем в Казань в лице некого иеромонаха Савватия, человека известного тогда по своей опытности в делах монастырского управления. .

Иеромонах Савватий

Сей старец, приняв от своего Владыки благословение, отправился в назначенное ему место, и тотчас принялся за труд. Прежде всего особенное внимание обратил он на сооружение церкви; посему и положил первое основание обители с устройства храма Божия, как некого краеугольного камня, на котором, или около которого, должны потом созидаться и прочия монастырские здания, каждое следуя своему порядку и нуждам обители. Таким образом, первая церковь началась строиться во имя Грузинской Божией Матери. Вслед за нею приступлено к построению настоятельских и братских келлий со всеми нужными службами; потом застроена была вокруг всего монастыря деревянная ограда с двумя в ней вратами, из коих одни, так называемые Святые, выстроены были с церковью во имя происхождения честных древ; а над другими также создана была другая — во имя преподобных отец в Синае и Раифе избиенных; наконец, четвертая, она же самая первая была построена посреди монастырской ограды, и впоследствии была освящена, по воле самого преосвященного Лаврентия, во имя святителя Евфимия, Новогородского Чудотворца. Сии церкви, как и прочия здания монастырские, были выстроены из дерева и существовали до того времени, когда произошел пожар, который истребил весь сей монастырь до основания.

Чудотворная икона Божией Матери

Между тем как время проходило в строении сих церквей и прочих монастырских зданий, преосвященный Лаврентий, дабы дать раифской обители наилучшее украшение и над житейшее прибежище в нуждах, послал нарочного художника в землю Зырянь (ныне Архангельскую губернию) на место, которое слывет там под именем Черной Горы, с поручением, чтобы он снял копию с подлинной чудотворной иконы Божией Матери, называемой Грузинскою. Название же такое сия святая икона получила от своего происхождения из Персии или Грузии, как гласит о сем одно из давних преданий, потому что привезена была оттуда приказчиком Лазаревым, а хозяином, по извещению свыше, поставил ее в Черниговской вновь созидавшейся тогда обители. По этому случаю положено и праздновать в честь сей святой иконы в 22 день августа (4 сентября по н.ст. — ред.)

Но сей список, снятый с тамошней иконы, не прежде однако ж был доставлен в Казань к преосвященному митрополиту; как уже строение церквей и прочих в монастыре зданий приходило к окончанию. Когда же сему святителю дано было знать, что в обители все было готово к освящению церквей; то он со своей стороны послал известить о сем и граждан казанских чрез посредство градоначальников, назначив вместе с тем и день освящения и Крестный ход из Казани до Раифской пустыни.