История


08.08.2004

Сила и дух Пророка Илии

Ильинское подворье Раифского монастыря. За последние несколько лет сельская забытая временем церквушка преобразилась настолько, что о ней заговорили — жители не только близлежащих селений, но и многие гости из столицы и районного центра стали не просто любопытными сторонниками старины, а прихожанами храма, освященного в честь Илии Пророка. Приход во главе с настоятелем храма иереем Константином Люкшиным возобновил традицию Крестных ходов по большим праздникам Православной Церкви, подворье стало проводить и посильную миссионерскую работу…

 Таким был внешний вид церкви Илии Пророка в селе Ильинское еще несколько лет назад  Фото август 2004 г.

Как знак благословения свыше, только за несколько месяцев этого года, в храм привезены мощи св. Федора, Давида и Константина, написаны их иконы. По милости Божией и благодаря землякам, иеромонаху Никандору и иеродиакону Вениамину, из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры были привезены великие христианские святыни: камень, на котором застыла кровь апостола Симона Кананита; частички мощей св. равноапостольной Марии Магдалины; святителей митрополитов Московских Филарета и Иннокентия; Хузивийских мучеников. Мощи хранятся в небольшой стеклянной раке, установленной на резной подставке около новых позолоченных Царских Врат. Подарена Ильинскому храму и частичка мощей преподобного Сергия Радонежского, святого, в честь которого освящен левый придел церкви.

Таким образом, небольшой сельский храм стал одним из немногих в округе, который собрал в себя благодать, исходящую от таких, казалось бы, далеких и таких близких православному сердцу святынь. Таким образом, храм возвращает себе былую духовную значимость, которую он приобрел еще в начале XIX века...


Пророк Илия. ИконаВетхозаветный Пророк Илия в России — один из наиболее почитаемых библейских пророков не только среди русских, но и среди обратившихся в православие марийцев и чувашей. Предания о нем сохраняются и у мусульман. Илия выступает в Ветхом Завете как ревнитель Бога, грозный обличитель идолопоклонства. Считалось, что Илия вновь явится на землю перед пришествием Мессии. Часто храмы освящаются в честь этого пророка, а по названию храмов раньше назывались и деревни...


 Из истории села и храма

Село Ильинское возникло в XVII веке. Сохранилось и прежнее название села — Уразлино, из которого можно заключить, что ранее здесь жили татары. В ведомостях отчетной документации, которая ежегодно велась в епархии, название села писалось «Ильинское-Уразлино тож»: вероятно, для того, чтобы отличить это село от других «Ильинок» Казанской губернии. Село было волостным. В Ильинскую волость входили д.Белобезводное, Айша, Сафоново, Одинцово (Атлашкино).
В отделе редких рукописей и книг Казанского Госуниверситета сохранилась анонимная рукопись, в которой описывается Ильинское и местность по течению реки Сумки. В ней говорится, что село несколько раз выгорало, отчего жители его бедны. Население, кроме хлебопашества, пережигало уголь. Крестьяне Ильинского до реформ 1850-1860 годов были государственными (или экономическими).
Первая церковь в Ильинском, построенная в 80-х годах XVIII века, была деревянной. Позднее она оказалась тесной и ее перестроили.
6 января 1816 года случился пожар, церковь сгорела. В 1821 году приходом было принято решение о строительстве новой каменной церкви. Здание храма было отстроено в 1827 году на средства прихожан. В приход Ильинской церкви входили все волостные деревни, а также деревни Зеленый Дол и Васильево. Она была трехпрестольная: главный — во имя пророка Илии — холодный, и два теплых — во имя Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца и святителя Николая Чудотворца.
Церкви наделялись землей из государственного фонда. Имела пашенные и сенокосные земли и Ильинская. Земля сдавалась в аренду крестьянам. За соблюдением устава православной церкви, регулярностью совершения богослужений и моральным обликом причта следил местный благочинный, который назначался епархиальным епископом. Проступки и преступления строго фиксировались. Самыми распространенными проступками были пьянство и оскорбление действием. В наказание служителей церкви ссылали в Казанский Зилантов монастырь на определенный срок, в особо тяжких случаях лишали сана. Среди священников Ильинского храма можно назвать таких, как Рудольский (с 1826), Виноградов (с 1851), Черкасов (с 1896), Меньшиков (в послереволюционный период). В штат церкви первоначально входили: священник, диакон, дьячок, пономарь. Позднее дьячка и пономаря стал заменять псаломщик, а с 1891 года, в связи со строительством в д. Гари церкви и выделением этой деревни в самостоятельный приход, было решено диакона в Ильинскую церковь не назначать. В приходе с. Ильинского было три земских
училища: в Ильинском, Белобезводном и Айше. В Ильинском с 1861 по 1875 гг. существовала церковная школа, с 1875 года она перешла в ведение земства. Здание земского училища, построенное казанским купцом Павлом Степановым, сохранилось до сих пор — это столовая бывшего загородного лагеря. Училище в Белобезводном было открыто в 1855 году и находилось в доме, построенном на средства Раифского монастыря. В Айше училище было основано в 1910 году. В Зеленом Доле также существовала школа. Священники в этих учебных заведениях преподавали Закон Божий. При Ильинской церкви была библиотека, которая в 1910 году насчитывала 768 экземпляров книг. Долгое время церкви препоручались государственные функции — там велись «Метрические книги» (опись гражданского населения и акты гражданского состояния), то есть, те функции, которые сейчас выполняет ЗАГС. В Ильинской церкви метрики велись с 1780 года.

Исследования Леонида Абрамова

 
Средь бескрайних полей затерялось...» — помните песню? О селе Ильинское, что всего лишь в двух километрах от оживленной автотрассы, соединяющей Зеленодольск с Казанью, этого не скажешь. Скорее — средь бескрайних лесов затерялся голубой овал озера, в котором, как в гигантском зеркале, брошенном с небес, отражается величественная панорама соснового бора, что зеленым полукольцом обступило село.

Назвав Ильинское селом, я, пожалуй, чуть погрешил против истины. Дело в том, что на карте местного масштаба, которую мне как-то довелось увидеть, я обнаружил лишь деревеньку Ильинку, да и в повседневном обиходе «Ильинка» звучит гораздо чаще, чем Ильинское.

А между тем село это, первые упоминания о котором относятся к середине XVII века, имеет богатую историю. Возникшее всего в нескольких верстах от знаменитого Раифского Богородицкого монастыря, Ильинское являлось волостным, то есть центром административной единицы — волости, и уже в те годы было довольно крупным населенным пунктом. Свидетельство тому — и старинный храм на восточной окраине села, воздвигнутый в честь святого пророка Илии.

Впрочем, в архивных документах, сохранившихся с тех лет, село упоминалось под несколько иным названием, и это дает основания полагать, что места здешние были обжиты задолго до продвижения русских «на восток» после покорения Иваном Грозным Казанского ханства.

Уразлино тож...

— так значилось село в уездных писарских бумагах тех лет. До прихода русских здесь проживало много черемисов (так в старину называли народ мари), принявших и исповедовавших ислам.

Историю возникновения русских сел Приказанья нельзя рассматривать вне временного контекста, охватывающего период с XIII века до завоевания Казани русскими. К этому времени здесь уже сформировался новый этнос — казанские татары, возникший на базе булгарского во многом влиявший на жизнь народов, населявших эту территорию, Ильинское было отдано «в вотчину» монастырю по жалованной царской грамоте, однако уже во второй половине XVIII века местные крестьяне выходят из-под власти монастыря, становятся «государевыми».

Местные жители занимались охотой, бортничеством — сбором меда диких пчел, хлебопашеством. С приходом русских здесь мало что изменилось. Основным занятием по-прежнему оставалось землепашество, причем выращивали главным образом рожь, поскольку прихотливая пшеница не радовала крестьянина высокими урожаями. На смену бортничеству вскоре пришло пчеловодство. Пасеки имелись не только в Ильинском, но и во всех окрестных селах, а Раифский монастырь, которому был нeобходим воск для изготовления cвечей, содержал сразу три крупных пасеки: незадолго до революции здесь насчитывалось до 900 пчелосемей.

Одним из промыслов местного населения являлось производство и сбыт древесного угля. Поскольку леса в округе были богатые, ильинские мужики «жгли кученки», получая древесный уголь. Ведь задолго до того, как зажглась «лампочка Ильича», на древесных угольях грелись не только самовары, но и утюги, так что купцы, торговавшие углем, брали его оптом крупными партиями.. И до сих пор песок на восточном берегу озера имеет черный цвет от мелких частичек угля, оставшихся на месте бывших кострищ.

Настоящим бедствием для деревни тех лет были пожары. Нередко, особенно в засушливые годы, деревянные крестьянские избенки, тесно лепившиеся друг к другу, выгорали дотла целыми улицами. Ильинское выгорало почти полностью не единожды, но каждый раз отстраивалось заново: под стук топоров над пепелищем поднимались новые бревенчатые избы.

Каменная церковь,

расположенная на восточной окраине села, стоит на крутояре, видна издали отовсюду. Храм был воздвигнут в 1827 году на средства, собранные прихожанами. Строительство его шло по проекту известного архитектора Жуковского и было завершено в конце двадцатых годов XVIII века, а чуть позже к зданию храма были пристроены два придела: один — в честь святителя Николая Мирликийского, другой — в честь преподобного Сергия Радонежского, глубоко почитаемого на Руси святого. Церковь в Ильинском — одна из самых старейших в округе. Ближайшие храмы — в Осиново, в Васильево, в Гарях были построены гораздо позже. В 1861 году, после проведения царским правительством ряда известных реформ, при церкви была открыта церковно-приходская школа. Ее здание, построенное на средства казанского купца Семенова (кстати, выходца из Ильинского), сохранилось до наших дней. В 1875 году школа в Ильинском, как и большинство других, переходит в ведение земства и становится земской.

Воспоминания...

В этой школе довелось учиться моей бабушке Никитиной Марии Степановне (ныне покойной). По ее рассказам, которые я слышал в детстве, в школе преподавали устный счет, словесность и, конечно, Закон Божий — предмет, бывший в те годы обязательным не только в земских школах, но и в гимназиях и реальных училищах. Его вел священник местной церкви отец Виктор (в миру — Черкасов). По воспоминаниям бабушки, батюшка был нрава строгого. Когда он в своем облачении с наперстным крестом на груди величественной походкой шествовал по школьному коридору, со свистом рассекая воздух широченными рукавами черной рясы, смолкали даже самые отчаянные шалуны, да и учительница «тряслась, как осиновый лист», заслышав его громоподобный голос...

Урок начинался с молитвы. Со слов бабушки, отец Виктор всегда начинал опрос со своих детей (их у батюшки было шестеро), и относился он к ним строго, как и ко всем остальным ученикам, не давая им никаких поблажек. Чуть что не так, стоило лишь кому-то запнуться или не ответить, — «Ста-новись в угол, бал -л - ван!» — гремел суровый батюшкин бас, и горе-ученик понуро плелся в угол, выстаивая весь урок под огромным, в полный рост, портретом Александра-освободителя (так в те годы именовали царя Александра II, «отца» знаменитой реформы 1861 года, положившей конец крепостному праву — А.С.).

Каков был общий уровень образования в земских и церковноприходских школах тех лет? Учебники истории долгое время учили нас тому, что земства не сыграли никакой заметной роли в жизни села. Не забывая при этом привести образное высказывание классика марксизма о «пятом колесе в телеге государственного управления». Однако утверждать, что земства ничего существенного в жизнь крестьян не привнесли, было бы ошибочно. Моя бабушка, окончившая три класса земской школы, умела писать и читать, правда, не всегда «признавая» при этом знаки препинания; читала наизусть Пушкина, Некрасова, Крылова...

В старину на селе всегда соблюдали свой «календарь». «До Петрова дня траву не косили, — говорила нам бабушка. — К тому времени травостой обычно стоял сплошной стеной — уж не проползет...»

Отгуляв праздники, ильинские мужики шли делить покосы. Кто хоть раз в жизни побывал на сенокосе, никогда не забудет пестрые краски, рассыпанные по летнему лугу, и не сравнимый ни с чем запах скошенных трав.... Как правило, к престольному празднику с сенокосом управлялись. В Ильин день торжественно гудел колокол на звоннице, народ — бабы в пестрых платочках, степенные мужики в нарядных рубахах — шел в церковь...

Храм закрыли в 30-е годы. Долгое время здание пустовало, затем здесь был устроен склад. Одно время (это я еще помню) здесь хранили минеральные удобрения в бумажных кулях, затем возле колокольни поставили водонапорную башню.

В детстве мы частенько заглядывали в пустующую церковь, ловили ютившихся под ее каменными сводами голубей-«сизарей», играли в «войнушку» и прятки. Слухи о якобы запрятанных сокровищах — серебряных крестах, иконах в дорогих окладах, усыпанных драгоценными камнями, будоражили наше мальчишеское воображение. Искать клады мы пытались неоднократно, однако безуспешно. Хотя, судя по вывороченным каменным плитам пола и разрытому песку, здесь еще до нас успели поработать такие же кладоискатели, однако и они, похоже, ушли ни с чем... Сегодня мне стыдно вспоминать об этом. Стыдно и смешно над самим собой и моими друзьями, ибо мы, воспитанные в духе воинствующего атеизма, не могли тогда понять, что главное сокровище — сам храм, чудом выстоявший и сохранившийся за годы безбожничества и забвения...

Артем Субботкин
(по материалам газеты «Зеленодольская правда»)