История


19.06.2005

Православие в Казанском крае

Казанская епархия Русской Православной церкви была учреждена 3 апреля 1555 года, первым архиепископом Казанским и Свияжским стал свт. Гурий.

 Свт. Гурий, первый архиепископ Казанской кафедры

Патриарх Гермоген, бывший Казанским митрополитом

Чудотворная Казанская икона Божией Матери

Седмиезерная икона Смоленской Божией Матери

Икона Божией Матери «Грузинская»

Митрополит Кирилл (Смирнов)

Владыка Анастасий, архиепископ Казанский и Татарстанский. Фото иеродиакона Иоанна

На территории Татарстана

христианство появилось уже в первые века нашей эры — тогда же, когда оно начало распространяться в Восточной Европе. В период Великого переселения народов — в III-VII веках — оно было уже достаточно широко распространено. Об этом свидетельствуют находки нательных крестиков и других христианских предметов в захоронениях, городищах и селищах разных археологических культур этого периода.

В 922 году официальной религией Волжской Булгарии, государства, располагавшегося в южной части Татарстана, стал ислам, но были и христиане. Так, согласно летописям, в 990 году киевский князь Владимир послал к булгарам миссионера Марка Македонянина, по летописному известию крещение приняли четыре булгарских князя с семьями. Один из археологических памятников города Булгар получил название «Греческая палата» — это была, скорее всего, православная церковь.

После монгольского нашествия территория Татарстана вошла в состав Золотой Орды. С 1261 года в Золотой Орде действовала Сарская и Подонская епархия Русской Православной церкви, резиденция правящего архиерея располагалась в столице Золотой Орды, городе Сарае. Ему подчинялись и храмы, располагавшиеся в Волжской Булгарии.

Казань впервые упоминается в летописи в 1276 году, в связи с тем, что хан Менгу-Тимур отдал «Булгарскую и Казанскую землю» в удел своему зятю, князю Федору (канонизирован как Федор, Ярославский Чудотворец).

Возникновение Казанской епархии

было обусловлено присоединением в середине XVI века к Российскому государству территории Среднего и Нижнего Поволжья. Казанская епархия Русской Православной церкви была учреждена 3 апреля 1555 года, первым архиепископом Казанским и Свияжским стал СВТ. ГУРИЙ.

Первоначально она включала территорию Казанского ханства и окрестных районов, завоеванных в 1552 году и Вятскую землю. В 1556 году, после завоевания Астрахани, в нее вошли все земли Среднего и Нижнего Поволжья, во второй половине XVI-начале XVII вв. — вновь присоединяемые территории Урала и Сибири. В дальнейшем территория Казанской епархии сокращалась. В 1602 г. были отделены земли Нижнего Поволжья (Астраханская епархия, в 1620 г. — Сибирь (Тобольская епархия), в 1657 г. — Вятская земля (Вятская епархия).

В первой половине XVIII века территория Казанской епархии включала в основном территории созданных Петром I Казанской и Уфимской губерний. В 1780-е гг. границы епархий стали приводиться к границам новых губерний, созданных Екатериной II и к середине 1790-х Казанская епархия включала новые Казанскую и Симбирскую губернии, открытые в 1789 году. С 1832 года, после создания Симбирской епархии — только Казанскую губернию. Значительная часть территории нынешнего Татарстана в XIX — начале XX вв. входила в состав других епархий: Вятской (Елабужский, Менделеевский, Агрызский районы, Менделеевск), Самарской (Бугульминский, Лениногорский, Альметьевский, Бавлинский, Ютазинский районы,) Симбирской (Буинский, Дрожжановский районы), Уфимской (Набережные Челны, Тукаевский, Мензелинский, Сармановский, Азнакаевский районы).

В первой половине двадцатых годов прошлого века границы Казанской епархии были приведены, в соответствие с новым административно-территориальным делением Поволжья, в ее состав вошли Татарская, Чувашская, Марийская АССР. В 1946 году открыта новая Чебоксарская и Чувашская епархия, в 1993 году — Йошкар-Олинская и Марийская, и с этого времени Казанская епархия включает только территорию Республики Татарстан.

Управление епархией

В дореволюционное время архиереи, управляющие Казанской епархией, носили титул «Казанские и Свияжские», кроме митрополита Гермогена, титулованного как «Казанский и Астраханский», митрополита Иоасафа — «Казанский и Болгарский», в 1795–1831 гг. казанские архиереи носили титул «Казанские и Симбирские».

В начале советского времени архиереи именовались «Казанскими и Свияжскими», в 1944-58 гг. — «Казанскими и Чистопольскими», с 1958 г. — «Казанскими и Марийскими», с 1993 года, в связи с образованием самостоятельной Марийской епархии, титул правящего архиерея — «Казанский и Татарстанский».

Кроме епархиальных архиереев в управлении Казанской епархией участвовали викарные епископы. Первое викариатство Свияжское существовало в 1799-1802 гг. С 1853 года в управлении Казанской епархией участвовали викарные епископы Чебоксарские, являвшиеся помощниками епархиального архиерея, с 1899 года — епископы Чистопольские, ректоры Казанской духовной академии, с 1907 года — епископы Мамадышские, в ведении которых находились «инородческие» приходы и миссионерская деятельность.

Важнейшими событиями в жизни епархии

были обретение в 1579 году Чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, участие казанцев в ополчении Минина и Пожарского по благословению патриарха Гермогена, бывшего Казанского митрополита и всероссийское прославление Казанской иконы Божьей Матери.

В 1613 году митрополит Казанский и Свияжский Ефрем венчал на царство избранного Земским собором царя Михаила Федоровича Романова. В 1654 (по другим данным в 1656) году избавлением Казани от эпидемии чумы прославилась Седмиезерная икона Смоленской Божьей Матери, в 1660-е гг. — Свияжск и Казанский край прославила заступничеством от морового поветрия чудотворная икона Грузинской Божьей Матери.

Духовное просвещение

В 1723 году была открыта Казанская славяно-латинская школа, преобразованная в 1732 году в Казанскую духовную семинарию. В 1731-1764 гг. в епархии действовала Контора новокрещенских дел, занимавшаяся миссионерской деятельностью, благодаря чему в православие была обращена основная часть чувашей, удмуртов и марийцев. Правда, при этом применялись меры явно принудительного характера и приобщение к православной вере часто имело формальный характер. В быту этих народов сохранялись не только пережитки язычества, но и вера в многобожие, жертвоприношения животных и другие языческие обряды.

В 1798 году в Казани была открыта Духовная академия. Но первая попытка ее создания не удалась, и в 1818 году она вновь была преобразована в духовную семинарию. Вновь духовная академия была открыта в 1842 году. Это была четвертая и последняя по счету духовная академия в России. Выпускниками и преподавателями академии были многие выдающиеся ученые, среди самых известных — философ Виктор Иванович Несмелов, церковный правовед Илья Степанович Бердников, историк Петр Васильевич Знаменский, исламовед Гордий Семенович Саблуков.

Более 80 выпускников Казанской академии стали архиереями. Многим из тех, кто закончил Казанскую духовную академию в XX веке, архиерейский сан принес тяжкие испытания и мученическую смерть за православную веру. Среди канонизированных в 1990-е годы новомучеников и исповедников, российских и украинских, последний ректор академии Анатолий (Грисюк) и выпускники Афанасий (Малинин), Варсонофий (Лузин), Виктор (Островидов), Гавриил (Аболымов), Герман (Ряшенцев), Гурий (Степанов), Иоасаф Удалов, Иоанн (Поярков), Иов (Рогожин), Ириней (Шульмин), Иувеналий (Масловский), Симеон (Шлеев), Феодор (Поздеевский) и другие.

Во второй половине XIX века в епархии развивалась миссионерская и просветительская система Николая Ивановича Ильминского. Созданное по его инициативе Братство Святителя Гурия стало центром переводов Священного Писания и духовной литературы на языки народов России, а Казанская учительская семинария, Центральная крещено-татарская школа сформировали кадры национальной интеллигенции и духовенства чувашей, татар-кряшен, марийцев, удмуртов, мордвы. В «инородческих» приходах стали совершаться богослужения на родных языках прихожан. Все это привело к подлинной христианизации народов Поволжья, преодолению пережитков язычества. К 1917 году на территории Татарстана было более 650 приходов, 10 мужских и 8 женских монастырей.

В советское время

Казанская епархия, как и вся Русская Православная Церковь пережила тяжелые времена. В 1918 году были расстреляны более двадцати священников. Митрополит Кирилл (Смирнов) только дважды, в 1920 и 1921 гг. смог побывать в Казани, проведя все остальные годы в тюрьмах и ссылках, вплоть до мученической смерти. Мученическую кончину приняли почти все архиереи в 1918-1937 гг., кроме Афанасия (Малинина).

В 1929 году были закрыты все монастыри, в том же году началось массовое закрытие церквей и репрессии против духовенства. Всего в 1929-1931 и в 1937-1938 гг. были расстреляны более 100 священнослужителей и монашествующих, более 700 осуждены к заключению. Жертвами репрессий стали сотни прихожан, выступавших против закрытия храмов. В 1937 году епархиальное управление перестало существовать. К 1939 году в Татарской АССР остались только два действующих храма — в Казани и Мензелинске.

Возрождение церковной жизни

началось с 1944 года. К 1948 году на территории Татарстана действовали около 40 приходов, было восстановлено и епархиальное управление. Но в первой половине 60-х годов наступление властей на церковь возобновилось. В 1960 году архиепископ Иов (Кресович) был осужден по надуманному обвинению к 7 годам лишения свободы. Количество приходов сократилось до 15 в Татарстане и до 8 в Марийской республике.

С 1 июля 1960 года по 1975 год Казанской кафедрой управлял архиепископ Михаил (Воскресенский), который, несмотря на тяжелейшие годы, не допустил закрытия хотя бы одного храма епархии.

С 1975 по 1989 год епархией руководил епископ Пантелеимон (Митрюковский). При нем были зарегистрированы три прихода в крупных районных центрах. Появилась возможность проводить реставрационные работы в действующих храмах. К концу 1988 года в епархии действовали по Татарской АССР 16 приходов, по Марийской АССР — 11 приходов.

Новое время

В 1989 году на Казанскую кафедру решением Священного Синода назначен настоятель Никольского кафедрального собора и секретарь епархиального управления архимандрит Анастасий (Меткин).

В настоящее время Казанская Епархия разделена на 20 благочиннических округов, где действует 164 прихода, из которых: городских — 55, сельских — 109, приписных — 16. Монастырей в епархии восемь, из них шесть мужских и два женских.

Духовная семинария

была воссоздана в 1997 году. На ее открытие прибыл Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй. Ректором Казанской духовной семинарии является архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий. Духовная семинария была зарегистрирована Регистрационной палатой РТ, а также, как православная религиозная организация-учреждение высшего профессионального образования, получила государственную лицензию на право преподавания по специальности богословие.

Казанская духовная семинария является единственным в Татарстане православным духовно-учебным заведением с дневной формой обучения. Курс обучения в семинарии — пятилетний. В семинарии преподают преподаватели высшей квалификации. Ведется активная научная деятельность, семинария сотрудничает с рядом отечественных организаций и институтов (Институт российской истории РАН, Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», Московской университет, Российское библейское общество), зарубежных (UBS — Союз библейских обществ, IBT — Институт перевода Библии, Гессенский университет, Оксфордский университет и т.д.), а также организациями Татарстана (Казанский университет, Институт Татарской энциклопедии, Институт истории РТ и др.). Постепенно семинария становится одним из центров духовной и церковно-научной жизни.

По материалам официального сайта Казанской епархии http://www.kazan.eparhia.ru