История


25.07.2006

Ложь во спасение

10,32 KbВ 1923 году святой Патриарх Тихон признал советскую власть и даже назвал её народной. Вслед за ним возглавлявший Русскую Православную Церковь митрополит СЕРГИЙ издал в 1927 году Декларацию об официальном признании и поддержке Церковью советской власти. В ней, в частности, говорится: «Оставаясь православными, мы помним свой долг быть гражданами Союза не только из страха, но и по совести, как учил нас Апостол (Рим. 13,5)

 

Хронология

Патриарх Сергий (мирское имя — Иван Николаевич Страгородский) родился в Арзамасе, в семье священника.

В 1886 году Иван окончил Нижегородскую духовную семинарию и поступил в Петербургскую духовную академию.

В 1890 году принял монашеский постриг с именем Сергия.

В 1890 году по окончании духовной академии получил назначение в Японскую духовную миссию.

Весной 1893 года Сергий вернулся на родину. Он был назначен инспектором Московской духовной академии, а в следующем году — настоятелем русской посольской церкви в Афинах, уже в сане архимандрита.

В 1901 году указом Синода архимандрит Сергий был назначен ректором академии. Тогда же последовало возведение его во епископа Ямбургского.

В 1905 году императорским рескриптом был утвержден доклад Священного Синода, по которому Сергий становится архиепископом Финляндским и Выборгским.

28 ноября 1917 года Преосвященный Сергий был возведен в сан митрополита, а вскоре избран постоянным членом Священного Синода. В 1918-1921 годах он был ближайшим сотрудником Патриарха Тихона.

После кончины Патриарха Патриаршим Местоблюстителем, во исполнение воли почившего, был признан митрополит Петр (Полянский). 9 декабря 1925 г. митрополит Петр и около 20 архиереев были арестованы,

в исполнение его обязанностей вступил митрополит Сергий.

18 мая 1926 г. митрополит Сергий созвал совещание епископов, на котором был образован Временный Патриарший Священный Синод. Он был официально утвержден Наркоматом внутренних дел.

29.07.1927 г. вышла знаменитая «Декларация 1927 г.» митрополита Сергия, заявлявшая о полной лояльности Церкви по отношению к власти.

14/27 апреля 1934 г. Синод и присоединившиеся к нему архиереи (всего, вместе с Синодом, 21 епископ) присвоили митр. Сергию титул «Блаженнейшего митрополита Московского и Коломенского», т.е. возвели его на Патриаршую кафедру.

9/22 июня 1934 г. Митр. Сергий и Священный Синод исполняют, наконец, требование, на котором настаивала гражданская власть еще при Патриархе Тихоне: запрещают в священнослужении карловацких епископов. Наложенное им и Синодом «запрещение» автоматически делало недействительными все церковные таинства «раскольников» (кроме крещения).

14/27 декабря 1936 г. был принят «Акт о переходе прав и обязанностей Местоблюстителя Патриаршего Престола Православной Российской Церкви к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя, Блаженнейшему Митрополиту Московскому и Коломенскому Сергию (Страгородскому), в связи с последовавшей 29.8/11.9 1936 г. кончиною в ссылке Митрополита Крутицкого Петра (Полянского)».

1937 год был ознаменован торжеством террора, залившего страну кровью. Жертвами репрессий стали миллионы людей разных мировоззрений, принадлежавшие ко всем слоям общества. Особенно тяжело пострадало в конце 30-х гг. православное духовенство. Почти весь епископат был уничтожен. Священнослужители, оставшиеся в живых, в значительном большинстве оказались в лагерях и тюрьмах.

В 1941 году, узнав о нападении фашистской Германии на Советский Союз, митрополит Сергий написал послание Церкви «К пастырям и пасомым». Церковь начала свою благотворительную деятельность: церковные общины вносили в Фонд обороны денежные суммы, стали собирать средства на устройство танковой колонны имени Дмитрия Донского. На танки было собрано, кроме восьми миллионов рублей, множество серебряных и золотых вещей. Собирались средства на сооружение самолетов, на содержание раненых, на детей-сирот, на теплые вещи для бойцов.

Первые же месяцы войны заставили И.В. Сталина начать пересмотр своей антирелигиозной политики, перейти к диалогу о единстве верующих и атеистов в борьбе против фашистской Германии. Опасность заставила безбожное государство обратиться за помощью к Церкви Христовой.

Открывались храмы, восстанавливались епископские кафедры, а следующей вехой на пути, начатом святителем Сергием еще в 1927 году, был Архиерейский Собор 1943 года. В этот день было восстановлено Патриаршество. По предложению митрополита Алексия Патриархом был избран Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий. Интронизация состоялась 19 сентября в Богоявленском соборе.

Вскоре прощенные властью недавние узники ГУЛАГа — архиереи — вернулись в свои епархии. В сентябре 1943 года возобновилось издание «Журнала Московской Патриархии».

Святейший Патриарх Сергий почил 15 мая 1944 года. После его кончины Русскую Церковь возглавил, согласно завещанию почившего Первосвятителя, в должности Местоблюстителя митр. Ленинградский Алексий (Симанский).

Называя Советский Союз своей родиной, митрополит Сергий заявлял о том, что её, родины, а не советской власти, радости и успехи — наши успехи, а её неудачи — наши неудачи.

Да, Декларация 1927 года, хотя и позволила существовать РПЦ на легальных основаниях, но не остановила гонений на Церковь и её служителей. Когда о репрессиях стало известно на Западе, СССР оказался перед угрозой международной изоляции. Чтобы предотвратить её, власти в феврале 1930 года потребовали от митрополита Сергия дать два интервью (советским и зарубежным журналистам), в которых он должен был отрицать факт гонений на Церковь в Советском Союзе.

Перед главой Русской Церкви встала дилемма. Сказать журналистам, что гонения на Церковь есть, — это значит, что все епископы, не ушедшие в раскол, будут арестованы, то есть вся церковная организация погибнет. Сказать, что гонений нет, — солгать. Митрополит Сергий выбрал второе: ради сохранения Церкви обрёк себя на открытый позор лжеца.

По этому поводу находившийся в эмиграции митрополит Евлогий (Георгиевский) писал: «Митрополита Сергия упрекали в недостатке веры в несокрушимость Церкви, ложью Церковь всё равно не спасти. Но что было бы, если бы Русская Церковь осталась без епископов, священников, без таинств — этого и не представить! Во всяком случае, не нам, сидящим в безопасности, за пределами досягаемости, судить митрополита Сергия».

Так или иначе, волна массового закрытия храмов на некоторое время пошла на убыль: так, в 1929 году в России было закрыто 1119 приходов, а в 1931 году — 171 приход. Кроме того, с 1931 года под редакцией митрополита Сергия начал выходить «Журнал Московской Патриархии» — первое после революции православное издание на территории СССР.

К началу Великой Отечественной войны у РПЦ оставалось чуть более ста приходов. Был распущен Временный Патриарший Синод, закрыт «Журнал Московской Патриархии», количество служивших архиереев можно было посчитать по пальцам одной руки.

Несмотря на это, первоначальные планы советского правительства, озвученные Союзом воинствующих безбожников (в рядах которого в тридцатые годы насчитывалось 5,7 миллиона человек), — забыть к 1 мая 1937 года имя Бога на всей территории СССР, сорвались. Сорвались во многом благодаря политике митрополита Сергия. Когда началась война, Русская Церковь устами её предстоятеля бескомпромиссно выступила против фашистской Германии. Да и сам Сталин, ещё недавно утверждавший расстрелы сотен и тысяч священнослужителей, впервые обратился 3 июля 1941 года к народу по радио со словами «Братья и сёстры!».

В это время митрополиту Сергию было 74 года, он тяжело болел и едва не умер по дороге в эвакуацию в Ульяновск. Но всё же Господь дал ему возможность увидеть плоды своих трудов. 4 сентября 1943 года Сталин принял Патриаршего Местоблюстителя. Это была первая в истории встреча руководителей Советского Союза и Русской Православной Церкви. После неё из ссылок стали возвращаться архиереи и священники, по всей стране открывались храмы, началась подготовка к возрождению духовного образования. Состоявшийся впервые с 1917-1918 годов Архиерейский Собор 8 сентября 1943 года избрал 76-летнего митрополита Сергия двенадцатым Патриархом Московским и всея Руси. Патриарх Сергий мирно почил 15 мая 1944 года. Почти 19 лет — самые сложные годы — управлял он Русской Церковью.

Большинство современников Патриарха Сергия — как сторонников, так и его противников — прославлены в лике святых. Несомненно, настанут времена, когда исповеднический подвиг Святейшего Патриарха Сергия будет засвидетельствован Собором Русской Православной Церкви.

Григорий Прутков,
алтарник храма
св. мученицы Татианы, доцент журфака МГУ

МОСКВА, 17 АПРЕЛЯ 2006 Г.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II высказал свое мнение о том, как следует оценивать роль патриарха Сергия в истории Русской Православной Церкви, сообщает пресс-служба Московской Патриархии.

Патриарх Алексий напомнил, что митрополит Сергий еще до своего Первосвятительского служения являлся видным церковным деятелем, осуществляя свое архиерейское служение в Японии, затем Финляндии. Он был известен также как видный богослов.

Более всего патриарха Сергия обвиняют в публикации так называемой декларации 1927 года. Прежде всего, заметил Патриарх, необходимо уточнить: название «декларация» ошибочно, документ называется посланием. Основная цель этого послания состояла в том, чтобы показать богоборческой власти — Церковь не является контрреволюционным учреждением.

Святейший Патриарх обратил внимание на то, что в послании митрополита Сергия говорится, что для Русской Православной Церкви Россия была и остается Родиной. Поэтому митрополит Сергий сказал: «Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей Родиной». «Насколько успешной была попытка митрополита Сергия? — рассуждает Святейший Патриарх. — Впоследствии репрессированы были как те, кто сочувственно принял это послание, так и те, кто его отверг, поскольку власть ставила перед собой цель уничтожить Церковь». Но важно, полагает Патриарх Алексий, что попытка сохранить Церковь была предпринята митрополитом Сергием.

Патриотические устремления митрополита Сергия ярко проявились 22 июня 1941 года, когда в первый день войны, после Божественной литургии, совершенной в Богоявленском соборе, за две недели до того как к народу обратился Сталин, архипастырь собственноручно напечатал обращение, разосланное потом по приходам, с призывом встать на защиту своего Отечества. Это позиция искреннего патриота России, а не прислужника безбожного режима, отметил Святейший Патриарх