История


21.10.2006

Патриарх Пимен

Будущий Патриарх Пимен родился 23 июля 1910 года в подмосковном городе Богородске (с 1930 года — Ногинск) в семье служащего Михаила Карповича и Пелагеи Афанасьевны Извековых. В святом крещении ему было дано имя Сергий, в честь великого святого Московской Руси, церковного и государственного деятеля ХIV века Преподобного Сергия Радонежского. Здесь в исконно русском краю в семье, сохранявшей благочестивые христианские традиции, прошли детские годы отрока Сергия. Добрая и глубоко религиозная Пелагия Афанасьевна вручила своего юного сына молитвенному предстательству Пресвятой Богородицы, перед Владимирской иконой которой в доме Извековых теплилась неугасимая лампада.

Патриарх Московский и всея Руси Пимен

Известно, какое исключительное место занимает в истории России Владимирская икона Божией Матери. Перенесение иконы из столицы Византии Константинополя сначала в Киев, затем во Владимир и в Москву было теснейшим образом связано с этапами развития русской государственности. В исторических судьбах России Владимирская икона рассматривалась как покровительница русской государственности и Церкви. Под благодатным осенением Владимирской иконы Божией Матери — национальной святыни России, являвшейся и семейной святыней дома Извековых, проходило становление и духовное формирование личности будущего Московского Патриарха.

«Привезенный своей родительницей в святую Лавру Сергиеву, когда мне исполнилось 8 лет, я впервые исповедовался и причастился Святых Таин в Зосимо-Савватиевской церкви Лавры», — вспоминал при наречении во епископа в Троице-Сергиевой Лавре будущий Патриарх. Это первое паломничество к святыням Лавры оказалось знаменательным предвестником того, что для юного Сергия отныне Лавра станет духовной колыбелью.

В 1925 году после окончания школы Сергей переехал в Москву и вскоре в Сретенском монастыре принял постриг в рясофор с именем Платон. А 4 октября (21 сентября) 1927 года, в день праздника Обретения мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского, состоялся его монашеский постриг.

25 (12) января 1932 года архиепископ Звенигородский Филипп (Гумилевский) совершил его хиротонию во иеромонаха.

С 1946 года иеромонах Пимен продолжал священнослужение в Одесской епархии, которой управлял тогда епископ Херсонский и Одесский Сергий (Ларин).

В декабре 1947 года был удостоен сана игумена с возложением креста с украшениями.

Указом Святейшего Патриарха Алексия I он в конце 1949 года был назначен наместником Псково-Печерского монастыря.

В январе 1954 года архимандрит Пимен был назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

4 ноября 1957 года ему определено было быть епископом Балтским, викарием Одесской епархии.

В декабре 1957 года епископ Пимен был назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии.

В июле 1960 года — управляющий делами Московской Патриархии.

В ноябре 1960 года возведен в сан архиепископа и в связи с решением Святейшего Патриарха и Священного Синода стал постоянным членом Священного Синода по должности.

В 1961 году архиепископ Пимен назначается на Тульскую и Белевскую кафедру с оставлением за ним должности управляющего делами Московской Патриархии.

За время с 1959 по 1962 год преосвященному Пимену наряду с основными обязанностями поручалось временное управление Луганской, Смоленской, Костромской и Тамбовской епархиями.

Архиепископ Пимен состоял председателем Хозяйственного управления Московского Патриархата, настоятелем Богоявленского Патриаршего кафедрального собора.

14 ноября 1961 года состоялось назначение архиепископа Пимена на Ленинградскую кафедру с возведением в сан митрополита.

В октябре 1963 года митрополит Пимен становится митрополитом Крутицким и Коломенским.

18 апреля 1970 года, после блаженной кончины Святейшего Патриарха Алексия I, митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен вступил, в соответствии с «Положением об управлении Русской Православной Церковью», в должность Местоблюстителя Московского Патриаршего престола.

На этом посту митрополит Пимен успешно осуществлял руководство деятельностью Священного Синода в сфере внутрицерковной жизни, межправославных отношений, экуменической и миротворческой деятельности Русской Православной Церкви. В этот же период своей деятельности Патриарший Местоблюститель, когда в ряде городов России появилась холера, издал Постановление, согласно которому в храмах запрещалось прикладываться к иконам и принимать Св. Тайны. Дозволялось только причащение больных на дому.

В марте 1971 года возглавил делегацию Русской Православной Церкви на погребении Свят. Патриарха Болгарского Кирилла. В том же году был участником Ассамблеи Всемирного Совета Мира в Будапеште.

В 1971 году возглавил работу Предсоборной комиссии по подготовке и созыву Поместного Собора Русской Православной Церкви. 2 июня Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал митрополита Пимена Патриархом Московским и всея Руси.

3 июня в Богоявленском патриаршем соборе в Москве за божественной литургией состоялась его интронизация.

Одной из важнейших сторон деятельности Патриарха, начатой с первых же дней Патриаршества, было укрепление отношений между Православными Церквами разных стран. Святейший совершил многочисленные поездки и встречи с Предстоятелями Православных Церквей, которые, несомненно, послужили на благо Святого Православия.

Интронизация Святейшего Патриарха совершалась в день всероссийского праздника в честь Владимирской иконы Божией Матери. Его Святейшество воспринял это как благое предзнаменование особого покровительства Богоматери. «Владимирский образ Божией Матери, — говорил Свят. Патриарх Пимен, — это московская святыня, святыня тех мест, где я родился. Он был нашим семейным образом, он стал моим образом на пути иноческого делания. В день празднования этого же образа, по благословению Царицы Небесной, совершалась моя интронизация».

Патриарх совершал многочисленные визиты в различные страны. Его братские встречи как за рубежом, так и у себя на Родине с Предстоятелями православных и других христианских Церквей, а также с видными государственными и общественными деятелями различных стран, несомненно послужили на благо Святого Православия, христианского единства, взаимопонимания, сотрудничества и мира между народами.

Широка и многообразна деятельность Святейшего Патриарха Пимена и на экуменическом поприще. «Наше участие в экуменическом движении, — говорил Его Святейшество, — основывается на стремлении в единомыслии с другими поместными Церквами свидетельствовать Православие христианскому миру и на вере в то, что действия Святого Духа через молитвы и деятельную любовь христиан всего мира могут уврачевать грех разделения и привести к единству в Церкви Христовой».

В своих посланиях, речах и личных встречах во время зарубежных путешествий или на приемах у себя в московской резиденции Глав и представителей различных христианских Церквей, богословов и видных деятелей всемирных, экуменических, национальных христианских организаций и религиозных объединений Его Святейшество перед всеми христианскими братьями свидетельствовал об истине Православия, о духовных сокровищах и историческом опыте нашей Церкви, об ответственности всех христиан сохранять братолюбие, вносить свой вклад в достижение единства в вере и служении на благо мира и жизни на земле.

По благословению Его Святейшества иерархи, клирики и богословы Русской Православной Церкви осуществляли экуменические контакты с инославными Церквами и проводили богословские собеседования с представителями Римско-Католической Церкви, Древними Восточными Церквами, Старокатолической, Англиканской, Евангелическо-Лютеранской церкви Финляндии, Евангелической Церкви Германии (ФРГ), Союза Евангелических Церквей в ГДР, Реформатских Церквей, участвовали в работе Всемирного Совета Церквей, Конференции Европейских Церквей и многих других экуменических встречах.

В 70-х гг. церковная жизнь оставалась относительно стабильной и протекала без потрясений, подобных тем, какие выпали на долю Церкви десятилетие назад, в годы хрущевских гонений. Государственная политика по отношению к Церкви оставалась в основных своих чертах неизменной: жесткий, тотальный контроль за всеми проявлениями церковной жизни, противодействие попыткам расширить сферу дозволенного для Церкви — но без массовых репрессий против духовенства или верующих, без массового закрытия церквей и шумных пропагандистских атеистических кампаний.

Во внутренней церковной жизни, продолжая дело своих предшественников, Свят. Патриарх Пимен заботился о благосостоянии епархий, приходов и монастырей Московского Патриархата не только на Руси, но и в различных районах мира: в Центральной и Западной Европе, на Афоне, в Святой Земле, Северной и Южной Америке, Японии. Территориальная обширность Московского Патриархата, включающего многочисленные зарубежные учреждения, придавала особое значение Первопрестольной кафедре Московской.

В докладе Святейшего Патриарха на конференции, посвященной 60-летию восстановления Патриаршества (6.05.1978), было сказано, что за последние месяцы в СССР было построено 4 церкви и открылось 7 новых приходов. Это число в самой малой степени не могло удовлетворить огромную нужду в церквах больших промышленных городов, где часто не было ни одного православного храма.

За пять лет, с 1971-го по 1975 г., число приходов Русской Православной Церкви с 7274 сократилось до 7062, в 1976 г. насчитывалось  только 7038 приходов. В среднем закрывалось по 50 приходов в год. В последующие пять лет темпы снижены, закрывалось до шести приходов ежегодно, и в 1981 г. Церковь насчитывала всего лишь 7007 приходов.

Крайне серьезной для Церкви оставалась в 70-х гг. кадровая проблема: сказалось резкое сокращение числа учащихся в семинариях, происшедшее в начале 60-х гг. В нач. 70-х гг. посещаемость церквей была ниже, чем десятилетие назад, в разгар хрущевских гонений: уже более половины населения страны

составляло поколение, воспитанное вне влияния Церкви.

К концу десятилетия положение изменилось в лучшую сторону. Более частыми становились случаи религиозного обращения людей, выросших в атеистических семьях, значительно увеличилось число крещений взрослых, особенно в больших городах. Умножение числа новообращенных свидетельствовало о том, что влияние Церкви на общество не сойдет на нет, как надеялись ее недруги.

Высокий авторитет и признание Его Святейшество снискал также на благородном поприще активного церковно-общественного и миротворческого служения. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен — член Всемирного Совета Мира, член Советского комитета защиты мира. Исключительно важное значение для дела мира имели Всемирные миротворческие конференции, проведенные по инициативе Патриарха Пимена в 1977 и 1982 годах. Он один из московских патриархов выступил в Нью-Йорке с речью в Организации Объединенных Наций — на Второй специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению в июне 1982 года. В своем выступлении он ярко и убедительно выразил непреклонное стремление к миру верующих людей нашей Церкви.

Последние годы Святейший Патриарх тяжко болел. Резкое ухудшение состояния здоровья наступило в ноябре 1985 г. 3 мая 1990 г. Святейший Патриарх Пимен скончался. 6 мая было совершено погребение почившего первосвятителя в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры, возле могилы его предшественника, Патриарха Алексия I.