История
Наставления новопостриженным
«...Так первоначально наша речь была о слезах естественных, получаемых временно от душевных чувств и утеснения сердца в молитве и чтении святых писаний, но без проходимых молитвенных подвигов и совершения Иисусовой молитвы.
Потом говорили о слезах, проливаемых в покаянно-очистительной умной молитве, и се чудесами великих действий благодатных. Мы не умолчали передать к прискорбному сведению о слезах, которыми плакали в мире люди порочного поведения для прикрытия лжи, для единственной наживы своей. Но, как эти слезы истекали от внушений врага-духа лукавого: то и называли их в мире же «притворными».
Теперь же обратим внимание наше на третьи слезы, источаемые в единственной умной молитве великими подвижниками, очистившими уже ум и сердце свое в высокодержимых подвигах. Для этих великих благодатных подвижников нет положительных правил в совершении Иисусовой молитвы. Они совершали ее, на каком-либо сидении, как и в покаянной молитве, и также наклоняли голову к сердцу и были духом в нем неподвижны; или совершали ее, прислонившись к стене, сидя на полу кельи, сложивши руки на коленях. Или став на колени на полу, воздев руки к небу, взор свой и ум чистый возносили к престолу Всевышнего...
...Но кто такой дерзнет похвалиться, из инокинь, или иноков, что путь, проходимый в ныне текущем веке, легкий и свободный, и более или менее в связи с миром, также идет во спасение души, как в древние времена, когда подвижники подвиги несли ревностные, молились в поте лица и с утеснением сердца, проливали слезы постоянно?
Согласитесь с нами, братья и сестры во Господе, что мы только навык приняли другой и, указывая на послаблением плоти, на дух времени или века, и по внушению противника нашего спасения злейшего врага, те же отговорки перенесли в жизнь обительского устроения; тогда как мы должны постоянно направлять волю свою к подвигам и удалять от себя всякие внушения дьявола.
Плач иноческий сделался для нас чуждым и даже почти все мы разучились и понимать сладость слез и великую от них благодать и пользу для души. А как и во время Преподобнейшаго и смиренного Никиты были некоторые также несочувствующие плачу и рыданию о согрешениях своих и, как по благодати Божией, он предвидел и наше время к тому и в отношении сего (в гл. 45. сотнице 2. Добр.) написал: «невкусивши сладости слез умиления, ниже ведующи, кая есть благодать того, и кое есть действо; ничимже от проливаемых над умершими слез сия разнствовати мнять, приназидающе себе, но некая уже от суетных изветов многа, и недоумий заключение». Да и все святые обличают нас за нерадение к спасению своему...»