История


30.10.2009

Раифа - Богом хранимая

Одной из древних обителей Казанской епархии является Раифский Богородицкий мужской монастырь. Места, подобные Раифской древней Святой обители, являются местами встречи души со своим Создателем, где душа независимо от сознания человека начинает испытывать радостные и трепетные чувства, которые практически никогда не испытываются в повседневной житейской суете.

История новой Раифской обители чрезвычайно интересна. Но для того, чтобы почувствовать это, давайте заглянем в глубь веков и ощутим дыхание далеко ушедшего от нас времени…

Раифская пустынь. Литография, датированная 12 января 1899 г.

«…Если рано утром выехать из Казани на парной повозке и проследовать по проселочной дороге в сторону северо-запада, то через несколько часов, проделав путь в 28 верст, окажешься на берегу сказочно покойного озера, расположенного среди вековых елей, сохранивших свою первобытность. Место это как бы само уготовлено историей для передачи предания о предзнаменованиях монастыря». Это предание, как писал знаток местных древностей Н. Баженов, свито в неразрывную нить повествования от времени основателя Раифского монастыря иеромонаха Филарета, пришельца в заволжский край с берегов москворецких.

Служа Господу и находясь в столичной Казани, Филарет часто удалялся в дремучие леса и урочища, находящиеся около Казани, предпочитая уединение и безмолвие. В один из таких дней Филарет вышел за город и направил свой путь в сторону северо-запада, в места еще ему не знакомые. Пробираясь сквозь девственный лес, инок вышел на берег неизвестного озера, тихо плещущего светло-зеленые воды свои у отлогих берегов. Прекрасное и величественное, но вместе с тем несколько мрачное место, довольно удаленное и защищенное от людей дремучим лесом, пленило инока. Он решил остаться здесь и построил себе небольшую хижину. Это произошло в 1613 году. Именно с этой даты ведет свое летоисчисление Раифская Пустынь.

Сначала келья отшельника стояла одиноко, и лишь только в определенные дни дикие черемисы приходили на берег озера для совершения языческих обрядов жертвоприношения. Но вскоре это место стало известно казанским почитателям подвижника, которые стали его посещать. Некоторые из них решились вести отшельническую жизнь и поселились рядом с Филаретом. Со временем, по его предложению, была построена часовня, куда под руководством своего наставника собирались для служения вечерни, утрени и часов…

Так как в скиту не было еще церкви, а почтенный возраст брал свое, основатель обители преподобный Филарет, предчувствуя близкую кончину, возвратился в Казань в Спасо-Преображенский монастырь, где в скором времени умер и был погребен. Но брошенные им в благодатную почву семена истинной веры по прошествии нескольких лет дали свои плоды. В 1660 году к митрополиту казанскому Лаврентию из Раифской обители прибыл инок Фаддей с двумя старцами, которые от лица братства просили благословения на строительство церкви и назначения священнослужителя. Митрополит Казанский и Свияжский Лаврентий не только дал благословение, но и принял самое живое участие в деле устроения обители. Он посетил лично эти места, вручил старцам благословенную грамоту на построение церквей и прислал к ним, в качестве настоятеля, опытного иеромонаха Савватия. В 1662 году начались строительные работы.

Первые строения

После освящения первой построенной деревянной церкви во имя Евфимия, архиепископа Новгородского Чудотворца, это место стали именовать обителью, а иеромонах Савватий впоследствии был произведен митрополитом Лаврентием в игумены. Одновременно возводилась стена вокруг монастыря с двумя надвратными церквами. Одна из них была освящена во имя Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня, и, вероятно, находилась над современными вратами, другая — во имя Святых Преподобных отцев в Синае и Раифе избиенных, от которой и сама обитель стала называться Раифской пустынью. Несколько позднее была построена соборная церковь во имя Грузинской иконы Божией Матери, так как митрополит Лаврентий решил приобрести точную копию с чудотворной Грузинской иконы Божией Матери (известно, что этот храм был освящен еще до 1670 года).

Выбор его, по всей видимости, был не случаен.

До назначения в Казань он служил на Севере — в Важском монастыре, неподалеку от Черногорской обители. В то время именно там находилась эта чудотворная икона. Он избрал одного из лучших казанских иконописцев и отправил его в Красногорскую обитель, повелев снять в благословение устрояемой им Раифской пустыни, точный список с Грузинской иконы Божией Матери, который вскоре и был доставлен в обитель крестным ходом самим митрополитом в сопровождении высших городских чинов Казани и множества народа.

Как повествуют старинные монастырские предания…

Уже во время перенесения иконы Божией Матери «Грузинская» из Казани в Раифскую пустынь стали происходить чудесные исцеления немощных: слепым возвращалось зрение, беснующимся приходило очищение, а хромые получали исправление. Таким образом, эта икона с самого первого своего появления в Раифской пустыни получила славу Чудотворной

Новоустроенная Раифская пустынь не была обеспечена ни угодьями, ни землёй. Монахи, своими руками с трудом обустраивавшие монастырь, находились в весьма скудном положении. Игумен Раифской пустыни Савватий в 1670 году писал в своём челобитье царю Алексию Михайловичу: «Зачата пустынь строиться, а братьи собрано человек с двадцать, а к той пустыни вотчины и пустых земель нету; строить нечем, скитаются Христовым Именем». По этой просьбе царем Алексеем Михайловичем Раифской пустыни была передана пустошь Свиные Горы над рекой Камой. В 1674 году Пустыни также отошли лес, пашни и луга, находившиеся близ неё вместе с близлежащими деревнями с крестьянами по челобитью настоятеля пустыни игумена Алексия.

Постепенно Раифская пустынь обустраивалась материально, устраивать порядок внутренней монастырской жизни. Но прошло несколько десятилетий (с 1662 по 1689гг.) и монастырь испытал страшное бедствие. В 1689 году пожар, неизвестно отчего возникший, истребил все строения Раифской пустыни, «церкви Божьи со всею утварью и колоколами», как сказано в челобитье игумена Германа с братьею. Обитель пришла в крайнее запустение, лишь немного священных предметов и вещей удалось вынести из храмов и келий. К великому счастью была спасена, и Чудотворная Грузинская икона Божией Матери.

продолжение следует