История
Рождество Христово праздновали не всегда.
Христос рождается — славите,
Христос с небес — срящите,
Христос на земли — возноситеся,
Пойте Господеви вся земля,
и веселием воспойте людие, яко прославися.
Праздник Рождества Христова занимает в православной церковной традиции особое место.
Традиции
Богослужебный устав и церковный календарь подчеркивают особое значение этого праздника тем, что его предваряет продолжительный пост, непосредственно перед праздником становящийся особенно строгим.
По уставу, со 2 января (по новому стилю) не разрешается вкушать рыбу. Эти последние несколько дней перед Рождеством Христовым называются днями предпразднства. Они вводят православных верующих в атмосферу праздника, готовят их к переживанию и осмыслению содержания празднуемого события тем, что во время богослужений в дни предпразднства уже поют некоторые песнопения Рождества Христова, читают каноны, раскрывающие разные стороны грядущего праздника. За два дня до Рождества в храмах читают евангельские повествования о Рождестве Христовом. Этих рождественских рассказов четыре — по числу канонических Евангелий, но поскольку в Евангелии от Иоанна подробности Рождества Христова не переданы, то читаются отрывки из первых трех Евангелий — от Матфея, от Марка и от Луки.
Наконец, день самого строгого поста — канун праздника Рождества Христова, именуемый Навечерием Рождества или Рождественским сочельником. Есть обычай, в знак благоговейного ожидания духовного торжества рождественской ночи, не вкушать в этот день пищу до сумерек, до появления на небе первой звезды, напоминающей о звезде Вифлеемской, приведшей некогда волхвов и пастухов к колыбели Богомладенца Иисуса.
Интересно, однако, что при всем значении и исключительности праздника Рождества Христова отмечать его в Христианской Церкви начали не сразу.
Рождество Христово всегда почиталось христианами, но чин праздника, как и его дата, вырабатывались постепенно.
Установление даты праздника
Выдающийся знаток истории христианских праздников и богослужения профессор дореволюционной Киевской духовной академии Михаил Скабалланович (прославился изданием в Киеве Толкового Типикона — основы для всех совершаемых в Православной Церкви богослужений с изложением их устава, порядка, содержания, правил и условий совершения). Обобщив данные церковной исторической науки, М.Н. Скабалланович пришел к выводу, что первоначально Рождество Христово не праздновалось отдельно вообще, а затем празднование стало совершаться в один день с Крещением Господним (ныне отмечаемым в Православной Церкви 19 января по новому стилю).
Впервые отделен праздник Рождества Христова от Крещения в Римской Церкви.
Нововведение Римской Церкви
«Сделано это было в первой половине IV века, по преданию при папе Юлии, — пишет профессор Скабалланович. — В одном римском календаре, составленном не позднее 354 года, под 25 декабря уже показано: «День Рождения Христа в Вифлееме». Можно и догадываться, чем было вызвано это отделение и почему именно оно произошло в Риме. Языческий римский культ с особенною торжественностью чествовал зимний солнцеворот, но не в тот день, когда он происходил (8-9 декабря), а в те дни, когда он становился для всех ощутительным, именно в конце декабря. В одном римском календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник. И после победы язычества над христианством праздник этот с особенным блеском совершался в Риме, по крайней мере, так совершен он был при императоре Юлиане Богоотступнике (по его свидетельству). Чтобы отвлечь христиан от этого языческого праздника, думают, и перенесли в Рим с 6 января на этот день воспоминание Рождества Христова, рождения духовного незаходимого Солнца». Напомним, что в церковной традиции Иисуса Христа называют Солнцем Правды, поскольку Он принес на землю свет истинного познания Бога. Примеру Римской Церкви последовали и Церкви христианского Востока. Уже святитель Иоанн Златоуст (IV век) определенно говорит о 25 декабря (по старому стилю) как о всем известной дате празднования Рождества Христова. Более того, по мнению М.Н. Скабаллановича, «весьма вероятно, что и самое событие Рождества Христова падало на время, когда оно и празднуется. Если должно быть соответствие между течением природной жизни в мире и благодатной жизни, то как не было более весны подходящего времени для зачатия и воскресения Христова, так уместнее всего было Рождество Его в пору года, являющуюся лучшей после весны. Неудивительно, что и язычники с их почитанием природы приурочивали к этим временам года свои великие праздники. Как ни духовна христианская вера, но и она в своих праздниках не пошла в разрез с природою, хотя по более глубоким, чем язычество, основаниям».
О дате Рождества Христова размышляет православный богослов диакон Андрей Кураев.
Поиски истины
В связи со спорами о соответствии или несоответствии нынешнего христианского и гражданского календарей астрономическому времени и историческому времени Христианской Церкви о.Андрей Кураев отмечает: «Нынешняя, западная хронология, принятая в России в ходе Петровских реформ, отстает от традиционного православного календаря на 8 лет. К сожалению, сама дата Рождества была неверно вычислена в VI веке западным монахом Дионисием Малым. Его вычисления и легли в основу западных календарей. В допетровской России, однако, была своя система летосчисления. Она велась «от Сотворения мира». Не знаю, как время Сотворения мира, но вот дату Рождества Христова она помнила точнее. Рождество она относила на 7 лет раньше, чем это сделал Дионисий. При этом Рождение Христа приходилось на 5500 год «от Сотворения мира». Святцы патриарха Иосифа, например, так определяли дату Рождества: «Родися Господь наш Иисус Христос в лето Августа царя, единовластителя тогда во Вселенной. В лето от создания мира 5500, индикта 10, круга Солнцу 12, Луны 9, в среду». В Требнике патриарха Филарета (Романова) так говорилось о ней в «Чине приходящих от ересей»: «Проклинаю ложное исповедание их (латинян) и прелестное их летописцев указание, яко Господь наш Иисус Христос воплотися не в лето пять тысящ пять сотое». Если бы современный счет «от Рождества Христова» совпадал с древнерусским и византийским счетом, то при переводе летописей, считающих годы «от Сотворения мира» на современный календарь, надо было бы просто вычесть 5500 лет. Но в том-то и дело, что год Рождества западная традиция и восточная определяют по-разному. И потому при переводе приходится вычитать 5508. Например, если в древнерусском тексте стоит дата «лето 6496», это означает 988 год от Р.Х.
Это если речь идет о веках новой эры, а при подсчете событий, бывших до Рождества, надо делать поправку не на 8, а на 7 лет: поскольку первому году нового счисления предшествует не «нулевой год», а 1 год до н.э., то и при переходе рубежа эр разрыв в исчислении лет на Западе и Востоке уменьшается на год и сокращается до 7 лет. Так, первый год христианской эры по православному летосчислению соответствует 7 году до н.э. в западном календаре, а, в свою очередь, 1992 год по католическому календарю соответствует 2000-му по православному счету времени».
Так что родился Иисус Христос в Вифлееме Иудейском на 7 лет раньше, чем это следует из привычного нам всем календаря, и 25 ли декабря по юлианскому календарю произошло это событие или нет, ответить сейчас затруднительно. Однако послушание церковной традиции лишает этот хронологический вопрос всякой остроты и полемичности...