История
Летопись чудотворений продолжается
«Казанская» икона Божией Матери одна из шести основных типов Богородичных икон. Ее принято относить к типу «Одигитрия» (в переводе с греческого — «путеводительница»), то есть она считается погрудным изображением строгого иконографического типа Одигидрии — русской Смоленской. В знаменитом «Сказании о явлении чудотворной иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани» митрополит Гермоген, ставший вскоре знаменитом патриархом Московской руси, писал: «Образом Пречистые Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Честного и Славного Ея Одигитрия». Интересно, что в первые десятилетия своего обретения в Казани ее никто не называл Одигитрией, а только «новоявленной» ибо она имела с классической Одигитрией (Смоленской) лишь общее сходство. По письму она уже тогда была оригинальной, так как только на Казанской мы находим грудное изображение Богоматери и поясное Богомладенца. Святитель Гермоген расскзывает в своем «сказании», что «царь с сыновьями дивились изрядному ее начертанию», то есть сам гермоген признавал выходящее из правил Одигитрии «начертание» Казанской. Эта «изрядность» и создала собственно тип «Казанской» иконы Божией Матери.
А Иоанну Грозному так полюбился Святой Казанский Образ, что он повелел вделать с него для себя точную копию, а на оригинал прислал в Казань золотую ризу.
По мнению искусствоведов и знатоков церковной истории Явленная Казанская икона Божией матери вероятно имела древний канонический Образ Богородицы, истоки которого следует искать в средневековой Византии, в 9 веке. До 9 века, до эпохи масовых гонений иконоборцев на ранневизантийские иконы — Богородичный тип икон еще только складывался. Это явствукт из тех немногих византийских энкаустических икон 6-7 веков, которые сохранило время. Но, уже к середине 9 века, со смертью последнего императора-иконоборца Феофила, начинается стремительный расцвет подлинных шедевров иконописания. Тогда на Русь было привезено и много Богородичных икон, списки с которых множиись, рождались собственно русские изводы греческих икон. На Руси X-XI веков встретить греческие иконы можно было бы многих храмах. Тогда прибыла к нам знаменитая «Владимирская» икона Божией матери, хранимая Богом для потомков первоправославных до сего дня. Икона дарились русским князьям, их привозили с далеко идущими дипломатическими целями греческие послы.
Вся история Московкой руси, а позже и России от 16 века до наших дней связана с участием Чудотворного Образа «Казанской» Явленной Иконы и ее не менее чудотворных списков в жизни русского народа и судеб государства Российского. Достаточно вспомнить изгнание польских интервентов из Москвы в 17 веке под началом князя Пожарского и воеводы Минина, и «чудесный» обход вокруг Москвы в декабре 1941 года с образом Казанской Богородицы, после которого враг дрогнул и побежал... И много других славных дел, где образ Казанской Богородицы играл судьбоносную роль.
Широко известен так называемый Ватиканский чудотворный список «Казанской» Явленной иконы Божией Матери. Долгое время его считали едва ли не подлинником, избежавшим в 1904 году гибель от рук святотатца Варфоломея Чайкина (Стояна), похитившего первозданный образ из стен Казанского Богородицкого монастыря. В самом начале 2003 года в Ватикан выезжала специальная комиссия российских искусствоведов, которая провела тщательную экспертизу списка Ватикана, подтвердив ранее высказанную заочно точку зрения, что в покоях римского папы хранится все же не подлинник, а близкая к оригиналу копия. Тем не менее, город Казань, неумолимо идущий к своему тысячелетию, тысячи православных во всех уголлках России и в Татарстана надеются, что данное папой обещание — вернуть чудотворный список в город Казань — состоится.
Есть в «Казанской» что-то неумолимо близкое, родное, семейное, сделавшее этот Образ одним из любимейших в православном мире.
В не столь уж далеком дореволюционном прошлом Образ «Казанской Божией Матери был едва ли не в каждой второй семье и не только в Казань на поклон Богородице, но и в Москву, в Петербург шли тысячи паломников к «Казанской», спешили на «Казанскую» к этим чудотворным спискам пешком и на лошадях, плыли на пароходах и мчались железной дорогой на паровозных составах. Московский и Петербургский списки пощадило время. Они и сегодня доступны всем идущим в ним с верою и продолжается, как и прежде, летопись чудотворений их уже в 21 веке. И так будет и впредь, пока жива православная Россия, — не прервется связь поколений и времен.
Георгий МЮЛЛЕР,
историк.