История
1830 год, или Путешествие в Раифскую пустынь
Преподобный Филарет
В начале XVII столетия (1613 г.) в царствование благочестивейшаго и Великаго князя Михаила Федоровича некто из числа братства Московскаго Чудова Монастыря предпринял намерение посетит Низовые страны; то был преподобный Филарет. Он был уроженец московский и принадлежал до монашества к купеческому сословию. По смерти родителей, сделавшись наследником довольно значительнаго имения, он, по внушению Божию, призывающего в лице богатого юноши к высшему совершенству жизни: «Если хочешь быть совершен, поди, продай имение твое и раздай нищим; и получишь сокровище на небеси; и приди, следуй за Мною» (Матф. Гл. XIX), употребил все земное достояние на раздавание нищим, и, оставив дом и всю житейскую суету, пошел искать сокровище небесное на поприще иноческого смирения и вольной нищеты в недрах своей отчизны. И избрал поприщем христианскаго любомудрия Чудов монастырь.
Постригшись в монашество с нареченным именем Филарета, он проходил разные монастырские послушания; на него возлагаемые, с должною рачительностью, выполняя их с желанным успехом, стараясь при том вести жизнь сообразную с данными им при вступлении в иночество обетами; тем и обратил на себя особенное внимание монастырского начальства. Которое неумедлило его назначить к представлению на степень священноиночества. В скором времени после сего Филарет был посвящен во иеродиакона, а потом произведен и иеромонахом.
Переселение в Казань
Об автореАрхимандрит Даниил (Сивиллов), 1798-1871 гг.
Настоятель Троицкого Селенгинского монастыря, член Русской Православной миссии в Китае. Из Александро-Невской семинарии, иеромонах, член миссии (1819-1831), архимандрит, настоятель Московского Златоустовского монастыря (1831), Казанского Предтеченского монастыря и профессор Казанского университета (1837), настоятель Троицкого Селенгинского монастыря. В 50-х годах на покое в Ростовском Борисоглебском монастыре. |
Юродство преподобного Филарета
По прошествии же некотораго времени пребывания своего в Казани, он переменил образ жизни и стал обращаться с другими совсем иначе, нежели как обыкновенно видели его недавно. Он принял на себя образ юродства: потому ли, что наскучил таким обширным знакомством и, опасаясь разъяснений, в которые он увлечен был столь далеко, и тем хотел пресечь излишние связи с миром, или потому, что имел другую сокровенную мысль, которая таилась в душе его, как искра в пепле, и влекла его к другому назначению; как бы то ни было, только вскоре после сего старец начал нередко отлучаться из монастыря, и уже не в дома прежних своих знакомых, а в леса, окружающие казанские предместия.
Однажды он отправился за город и направил путь свой в лежащие вдоль берегов Волги от Казани на северо-запад, покрытыя дремучим лесом места; и, проходя сквозь дебри и овраги, посреди чащи широко ветвистых дерев, пробираясь узкими излучистыми тропинками, случайно напал на то место, где теперь Раифское озеро разливает свои светло-зеленые воды посреди отлогих берегов, осененных крупным и частым лесом. Красивое местоположение, изобилие рыбы, чистый воздух, благоухающий ароматическим запахом цветов, а наипаче ничем не возмущаемое уединение пленили душу пустыннолюбиваго Филарета так, что он с сего времени положил решительное намерение водвориться здесь навсегда. Что потом и исполнил. Водрузив себе хижину на берегу озера, он остался в ней жить навсегда.
Жертвоприношения черемис
Эти дикари, известные теперь у нас под именем черемис, приходя на берега озера для заклания животных в жертву своим богам и совершения своих идолопоклоннических празднеств, тогда возмущали тишину его уединения. Впрочем, он всегда с иноческим великодушием переносил такое сумазбродное изуверство шаманства...
подготовила
Ольга Крестинина