История


11.07.2004

1830 год, или Путешествие в Раифскую пустынь

Крестный ход

В наступивший день для сей священной церемонии подняты были святые иконы и кресты с хоругвями из Казанского кафедрального Благовещенского собора. В числе сих священных ликов несома была и сия вновь списанная святая икона Божией Матери Грузинской. Крестный ход сопровождал сам преосвященный митрополит с клиром при стечении многочисленнейшего народа, следовавшего за ним до самой Пустыни. Нельзя было без умиления смотреть на сие священное шествие. Если представить себе это зрелище, как оно тогда казалось в глазах сопутствовавшего сонма верующих. В нем можно было видеть, хотя во многом, но весьма сходном виде, подобие странствовавшего некогда древнего Израиля по пустыни Аравийской; ибо как там народ Божий совершал шествие под предводительством своего вождя Моисея, определявшего на себя образ Христа, пред изображавшего благодать Духа Святого, руководствующего теперь Церковь Христову на пути к царствию Божию: так и в настоящем шествии можно было зреть некий образ тогдашнего странствия сынов Израиля.

А что всего удивительнее, здесь такие источались многоразличные чудеса над иконой Божией Матери, как некогда и между сынами Израилевыми.

Здесь, во время сопровождения Крестного хода, по уверению одного из монастырских преданий, многим из недужных, при возрении на икону Божией Матери, или лучше сказать, при обращении ока милосердия Самой Пресвятой Девы Богородицы, невидимо благодатью своей присутствовавшей, также подавались различные дары исцелений: слепым прозрение, беснующим очищение, глухим слышание, хромым исправление и т.п. Такая чудодейственная сила продолжалась и во время освящения церквей, а над некоторыми, притягающими с теплыми мольбами и живою верою к сей святой иконе, не прекращается благодать Божия доныне.

Первое открытие Раифской обители

Казанские граждане, благодарные к Виновнику спасения Человеческого Иисусу, и благоговейные к сей святой и чудотворной иконы Божией Матери Грузинской, с течением времени ознаменовали свое усердие к Ней украшением святого лика Ея богатой ризою, убранной жемчугом и осыпанной драгоценными камнями, а церкви снабдили приличной ризницей и разной церковной утварью. Таким образом происходило первоначальное основание, устроение и открытие Раифской пустыни.

   

Об авторе

Архимандрит Даниил (Сивиллов), 1798-1871 гг.
Настоятель Троицкого Селенгинского монастыря, член Русской Православной миссии в Китае. Из Александро-Невской семинарии, иеромонах, член миссии (1819-1831), архимандрит, настоятель Московского Златоустовского монастыря (1831), Казанского Предтеченского монастыря и профессор Казанского университета (1837), настоятель Троицкого Селенгинского монастыря. В 50-х годах на покое в Ростовском Борисоглебском монастыре.
Возобновение Раифской Пустыни после пожара

По прошествии 24 лет после устроения Раифской пустыни, произведенного при митрополите Лаврентии, суждено ей было претерпеть важное искушение. В 1685, а по другим знакам в 1689 году, в царствование благочестивейшего царя и Великого князя Алексея Михайловича, при митрополите Адриане, управляющем тогда Казанской паствой, случившийся по неизвестной какой причине, пожар превратил Обитель в пепел. Церкви, келии настоятельская и братская со всеми службами и оградой сделались добычей пламени.

*Чудотворную икону Грузинской Божией Матери без всякого сомнения, успели вынести из церкви и сохранить в целости от пожара. Это доказывает древность письма на Ея Лике *.

Иноки, лишившиеся своего пристанища, иные разошлись по другим монастырям, а некоторые остались жить на пепелище. Лучше соглашались переносить свякого рода лишения, нежели расстаться с прежним своим жилищем. Ни холод, ни голод, словом, ничто не могло переменить их мыслей. Они строили себе хижины на месте сгоревшей обители и привитали в них, как птицы небесныя в гнездах, не вдаваясь в лишние попечения о пище и попое; но с полным упованием ожидали себе всего нужного от всесильной десницы Промысла Божия. Они в своей надежде не обманулись. Взывающим к Нему и дающий тварям Своим дыхание и жизнь, и все, благий Промысел Божий не оставил пение молитв. В самом деле, Господь внушил тогда мысль Превысшему Казанской епархией преосвященному Митрополиту Адриану восстановить сию пострадавшую от пожара обитель и дать лучшее убежище иконам. Святитель принял в этом деле живейшее участие, решился возобновить ее в гораздо великолепнейшем, против прежнего, устройстве. Вместо деревянного строения, в неком она до пожара была воздвигнута, сей просвященный возмерился создать ее в каменном устройстве и расположить ее гораздо обширнее, нежели как она была устроенна прежде, в стесном и беспорядочном размещении своих зданий; словом, он предпринял в Пустыне Раифской соорудить такую обитель, которая бы, если не уступала, по крайней мере, близко подходила бы под образец некоторых из знаменитейших Великих Российских монастырей, известных величеством своего зодчества и хорошим порядком расположения.

Паломники у стен монастыря. Фото начала XX века

Для достижения сей цели преосвященный Адриан вызвал из московского Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря, некоторого иеромонаха Германа, который до вступления своего в означенный монастырь, проходил послушание в большом Тихвинском, что в Новогородской Епархии, монастыре, и которого, вероятно, преосвященный знал лично.

подготовила
Ольга Крестинина

Авторский стиль сохранен