История
Раифа. 1830 год, или Путешествие в Раифскую Пустынь
...Зная, сколь благотворно может действовать на воображение простых людей наружное великолепие предметов, преосвященный Адриан, а после и другие, следуя его мысли, и предположили устроить сей монастырь в великолепном виде, а со временем и действительно привести его в то благолепие, которым он и доселе удивляет взоры богомольцев и других посетителей...
Об автореАрхимандрит Даниил (Сивиллов), 1798-1871 гг.
Настоятель Троицкого Селенгинского монастыря, член Русской Православной миссии в Китае. Из Александро-Невской семинарии, иеромонах, член миссии (1819-1831), архимандрит, настоятель Московского Златоустовского монастыря (1831), Казанского Предтеченского монастыря и профессор Казанского университета (1837), настоятель Троицкого Селенгинского монастыря. В 50-х годах на покое в Ростовском Борисоглебском монастыре. |
Митрополит Адриан заслуживает бессмертную славу за возобновление Раифской обители.
Но, положив столь прочное основание Раифской обители по ея цели, как и устройству, Преосвященный митрополит Адриан, желая однако ж дождаться окончательного возобновления, ибо он в это время был возван в первопрестольный град Москву для занятия патриаршего престола после кончины блаженного патриарха Российской Церкви Иоакима. Несмотря на то, он однако ж прославил свое святительство в Казани в отношении к устройству сей обители более, нежели кто другой из его предшественников, как потому, что он первый взял деятельнейшее участие в ея восстановлении, так и по начертанию плана, которым должно было руководствоваться при ее сооружении. Этим началом, столь прозорливо им обдуманным и потом так удачно увенчавшимся вожделенным успехом, он сплел себе такой венец бессмертия, светлый и неувядаемый, который будет сиять, доколе будет на земли стоять Раифская Пустынь, не умолкно возвещать будущим родам, как некий священный памятник благодарности, славу своего благодетеля, а вместе с тем и просвятитель языческого мрака в сем углу Казанского края проносившегося.
Не менее этого заслуживает право на признательность сей обители и достойный преемник сего архипастыря, Преосвященный митрополит Маркелл, вызванный повелением благочестивейших царей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей из Пскова на Казанскую паству.
Казанский митрополит Маркелл, продолжатель строения Раифской Пустыни после Адриана.
С высокою душою, с твердым характером, с глубоким просвящением сей святитель соединил в себе редкое усердие к распространению христианского благочестия в наружных памятниках. По приезду своему в Казань, узнав, что в Раифской Пустыни остается неоконченною начатая строителем церковь, сей святитель, во-первых, сам уделил значительную часть из своего достояния в пособие на окончание строения церкви, приказав по-прежнему продолжать работу; а во-вторых, пригласил к посильной помощи на сей же предмет и жителей Казани.
Любители благолепия церковного, по гласу своего нового пастыря, охотно тогда снесли свои жертвы, как благоприятную Богу дань. В скором после сего времени церковь приведена была к окончанию и освящена потом сим Архипастырем во имя Святой Живоначальныя Троицы. Таким образом, он положил конец возобновлению сей обители и начало новому ея бытию!
подготовила Ольга Крестинина
Стиль и орфография автора сохранены