История
Раифа. 1830 год, или Путешествие в Раифскую пустынь
Рукопись архимандрита Даниила (Сивиллова) была передана издательскому отделу Раифского монастыря несколько месяцев назад. После тщательного ее изучения летопись Раифской Пустыни пополнилась новыми, неизвестными доныне страницами.
Воздадим благодарность всем, кто содействовал своим усердием к приведению в исполнение сего благого намерения — устройства Раифской обители...
(Архимандрит Даниил)
Уважая труды, какие понес преподобный Герман
при возобновлении Раифской Пустыни после постигшаго ее пожара, я отнюдь не имею намерения оскорбить память сего трудолюбивого и умного строителя, вполне заслуживающего от сей обители похвалу и благодарность за свои труды, но хочу здесь отметить причину, которую преподобный Герман упустил из виду, основав Раифский монастырь на очень близком расстоянии от озера, где грунт земли песчаный и рыхлый и доселе наносит великое зло для монастырских зданий, сопровождающийся многими расселинами; от чего этот монастырь подвергся лишению многих знатнейших своих строений.
Об автореАрхимандрит Даниил (Сивиллов), 1798-1871 гг.
Настоятель Троицкого Селенгинского монастыря, член Русской Православной миссии в Китае. Из Александро-Невской семинарии, иеромонах, член миссии (1819-1831), архимандрит, настоятель Московского Златоустовского монастыря (1831), Казанского Предтеченского монастыря и профессор Казанского университета (1837), настоятель Троицкого Селенгинского монастыря.
В 50-х годах XIX века на покое в Ростовском Борисоглебском монастыре. |
Преподобный Герман вызывается в Москву, где производится архимандритом Нововоскресенского монастыря.
В возмездие же за понесенные труды по устроению обители, строитель Герман был произведен преосвященным Лаврентием в игумена. Но он не долго оставался в сей Пустыни в новом своем сане и в скором времени был вызван в Москву. По прибытии туда, он поступил в Ново-Иерусалимский монастырь. А по прожитии не многих лет жизни в сем монастыре, по высочайшей воле Императора Петра I, состоявшейся вследствие представления Московского Патриарха Адриана, он был возведен на степень Архимандрита, с назначением его настоятелем Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря. Сим последним обстоятельством оканчивается все сказание, из которого я почерпал сведения, касающиеся до возобновления сей обители после пожара, по крайней мере так я заключаю, что не имею других источников, из которых бы я мог заимствовать нужные материалы для изложения полнейшего по сему случаю описания. Этот недостаток заменяю я другого рода сказанием, которое с одной стороны может служить некоторым пополнением всего вышеизложенного мною, а с другой, по занимательности описываемых в нем предметов, я надеюсь, что оно не будет лишено благосклонного принятия читателей. С сею целью оно в особенности здесь и помещается.
Прогулка по озеру и окрестностям монастырским
Встречавшимся со мной во время прогулки по окрестностям монастырским, я нужным счел сделать краткое, предварительное понятие о величине монастырского озера, как первого предмета, с которого началось это приятное препровождение остального времени в Пустыни. Озеро, получившее от одной и той же причины, как и сам монастырь, название Раифского, в длину простирается от запада на восток. На середине содержит ширины от 50 и более сажен, а на обоих концах, восточном и западном, с половину того уже. Самое большое пространство по ширине заключает середина, простирающаяся пред самой западной монастырской оградой. Задний же конец тянется вдоль южной стороны той же ограды и прекращается на востоке далее от монастыря сажен на 40. А передний конец его начинается близ деревни Белой чрез соединение с другим озером, принадлежащим обывателям оной, и отстоит от монастыря версты на 3. Глубина в нем неодинакова. По предварительному измерению известно, что самая большая глубина состоит на средине и восходит от 15 до 6 сажен, а в других местах от 6 до 3 и менее. Грунт дна также не везде одинаков: где песчаный, а где иловый и тинистый. Берега отлоги и поросли тальником, ситником и другими травами, а далее отенены разным крупным лесом. Вода в нем мягкая и пресная. Для питья очень приятна и здорова. Только в летнее время проникается какой-то зеленью, отчего всегда несколько тогда отзывается гнилью.
Течение имеет от запада на восток к монастырю, но не обратно, как оно представляется при первом на него взгляде. В нем водится великое множество разной рыбы. В нем ловят язей, сороч, линей, окуней, щук, карасей и т.п. Только лов рыбы не совсем и не везде удобен, ибо коряжник и прорость много препятствуют доставать рыбу из озера с хорошим успехом. Впрочем, в некоторых известных местах сетьми и другими рыболовными снастями добывают рыбы не малое количество, так что монастырь в весеннее время довольствуется своею рыбой, не имея надобности запасаться ею покупкой.
Зная, что Раифская Пустынь владеет таким озером, я, при отъезде моем из Казани, запасся парой удочек, предполагая там на досуге напомнить себе прежнюю мою охоту ловить рыбу. Такое предположение я не оставил без исполнения. На другой день поутру, сев в лодку, отправился я с некоторыми из послушников на другую сторону берега, следуя уверению их, что там рыба идет на уду гораздо успешнее, нежели по сю сторону монастыря. Приплыв на известное место, мы остановились от берега в расстоянии сажен на пять, обведенного спереди широкой каймой цветущего лапушника. Закинув свою уду, я тотчас увидел на самом опыте справедливость уверения моих соседей, ибо рыба и действительно подергивала поплавками почти беспрестанно, и каждый из нас вытаскивал свою уду из воды почти поминутно...
Начало см. в разделе "История"