История
...И принят был венец мученический
27 января 1930 года, в день преподобных отец в Синае и Раифе избиенных, в приходскую церковь, действующую на месте разгромленной в 1928 году обители, собрались на престольный праздник бывшие насельники монастыря. Еще накануне — ко всенощной — прибыли из Казани, Свияжска и окрестных деревень престарелые монахини и благочестивые миряне. После всенощной кто-то пошел ночевать к знакомым, другие же, не имевшие ночлега, по благословению настоятеля общины иеромонаха Иосифа расположились прямо в церкви.
А на утро состоялась последняя Божественная Литургия Раифской братии. Удивительно трогательная, печальная и вместе с тем торжественная была в тот день служба. В последний раз причащались братия Святых Тайн, напутствуя друг друга перед грядущими испытаниями. И было что-то особенно пронзительное в том, что служили в тот день не в зеленых, а в красных облачениях, как бы провидчески облекшись в цвет мученических риз.
После Литургии братия служила молебен пред честным образом преподобных отцев в Синае и Раифе избиенных. И, воистину, чуден Промысел Твой, Господи! Пока братия молилась небесным своим покровителям, окружившие храм новые варвары, сами не ведая того, повторяли уже бывшее много веков назад, готовя Раифским инокам венцы мученические. Сразу после молебна все находящиеся в храме были арестованы. Престарелых монахов и полуослепших инокинь без всяких объяснений затолкали в грузовики и отправили в Казань. По заснеженной дороге, обдуваемые ветрами и понукаемые грубыми конвоирами, ехали иноки прочь от родной обители, чтобы вдали от нее стяжать: кто — мученический венец, кто — жизнь.
...В тюремных узах и явили новомученики Раифские образ нелицемерного стояния за Христа. Ни угрозы следователей, ни жестокое тюремное обращение не сломили мужества иноков. Напротив, чем очевиднее становилось, что придется пострадать за Христа, тем тверже монашествующие держались на допросах.
Иеромонах Иосиф,
принявший сан иеродиакона в 1920, а иеромонаха — в 1923 г., и избранный (хотя в монастыре были иеромонахи много старше по хиротонии) после закрытия обители настоятелем приходской церкви, на допросе свидетельствовал:
«Ни в каких политических партиях не состоял и не состою. К советской власти я отношусь как к власти, данной от Бога, но власть от Бога должна исполнять Божию волю, советская же власть не исполняет волю Бога, а потому — не Божья власть, а сатаническая. Она закрывает храмы, надругивается над святыми иконами, учит детей безбожию и т.д., т.е. исполняет сатаническую волю... И лучше умереть с верой, чем без веры. Я являюсь настоящим верующим, и вера меня спасала в боях, и надеюсь, что в дальнейшем вера меня спасет от смерти. Я твердо верую в Воскресение Христа и Его Второе Пришествие. Против налогов я не шел, так как в Писании сказано: «Кесарево — кесарю, а Богово — Богу». Виновным себя признать не могу. Никакой антисоветской агитации не вел и не веду».
Вначале он был послушником в гостинице и на пчельнике, а в 1910 году был взят на военную службу библиотекарем Офицерского собрания. В 1914 году был демобилизован и, прожив в монастыре 2-3 месяца, вновь был взят на войну — кашеваром. В 1917 г. он вернулся домой, но в 1918 и начале 1919 г. был взят в рабочий батальон по разгрузке вагонов. С 1919 года иеромонах Иосиф уже не покидал монастыря до самого своего ареста.
Иеромонах Варлаам
Другим членом приходской общины был иеромонах Варлаам, в миру — Виктор Семенович Похилюк, 60-летний монах, живший всегда затворнически и аскетично. Родился он в с. Порпуровцы Винницкого уезда Каменец-Подольской губернии в семье крестьянина. Окончив церковноприходскую школу в ноябре 1900 г., был зачислен в послушники Кишиневского Архиерейского Дома. Тихого и аскетичного молодого человека заметил епископ Кишиневский Иаков (Пятницкий), который после исповеди и беседы с Виктором, искавшим монашества, решил постричь его в монашество, что и исполнил 19 ноября 1900 г. В монашестве Виктор получил имя Варлаама, в память мученика, пострадавшего за Христа в 304 году. 16 августа Варлаам был рукоположен во иеродиакона, а в ноябре, по переводу Владыки Иакова в Ярославль, был определен в число братии Ярославского Архиерейского Дома. Полюбившийся Владыке за простоту и истинно христианские добродетели (смиренномудрие и постничество), иеродиакон Варлаам был рукоположен во иеромонаха 18 мая 1907 г., а в 1910 г.— переведен в Казанскую епархию вслед за назначением Владыки Иакова архиепископом Казанским.
Здесь с января 1911 г. о. Варлаам исполнял обязанности эконома Архиерейского Дома. Однако губернский город плохо подходил для уединенной монашеской жизни, какой давно искал и о которой еще молодым человеком мечтал Варлаам, и в 1912 г. он упросил Владыку Иакова перевести его в тихую Раифскую пустынь, дабы там, вдали от городской суеты, искать спасения и молитвенного подвига. Здесь ему было дано послушание священства в с. Васильево, а затем — в Помарах. После этого он вернулся в Раифу.
Священномученик Иов
Другой священномученик Иов (в миру—Иоанн Андреевич Протопопов) родился в 1880 г. в Одессе, по происхождению — малоросс. Монашество принял в 1907 г. и до 1917 г. проживал в Киеве. В октябре 1917 г., приехав в Казань, поступил в Свияжский Успенский монастырь, где настоятельствовал бывший Сарапульский епископ Амвросий (Гудко). После убиения красноармейцами епископа Амвросия (в августе 1918 г.), иеродиакон Иов, весьма почитавший Владыку Амвросия и претерпевший с ним множество притеснений и гонений от безбожников, поступил в Раифскую пустынь.
Иеромонах Иов был арестован 23 января н.ст. в д. Бело-Безводной, куда пришел из д.Таганаш, где служил до декабря 1929 года.
Престарелый 62-летний иеромонах Антоний
был родом из Чистополя Казанской губернии, из семьи мещан (родители его — Иван Стефанович и Евдокия Ивановна Чирковы). Служил в армии с 1883 по 1887 г., после чего в 1890 г. поступил в Раифскую пустынь, где 23 марта 1908г. был пострижен в монашество, а после революции — рукоположен во иеродиакона и иеромонаха.
Иеромонах Антоний был арестован 23 января 1930 года утром, в 6 часов. К нему неожиданно вломились несколько чекистов и стали производить обыск, однако ничего, кроме духовной литературы и облачений, не нашли.
Иеромонаха Сергия,
как ризничего закрытой обители, к тому же неоднократно исполнявшего обязанности настоятеля, допрашивали с особым пристрастием, применяя для этого пытки (рассказывали, что когда о. Сергия вывели из камеры для приведения приговора в исполнение, то прежде крепкий о. Сергий не мог самостоятельно двигаться — его волокли под руки два конвоира.
Иеромонах Сергий (в миру—Павел Иванович Гуськов) родился в 1875 г. в с. Мансурово Лаишевского уезда Казанской губернии в семье благочестивых крестьян Ивана Алексеевича и Анны Семеновны Гуськовых. Родители не стали противиться воле сына, когда он поступил в Раифскую пустынь (1 мая 1898 г.). После восьми лет послушничества Павел 18 июня 1906 г. принял монашеский постриг с именем Сергий, через три года был рукоположен во иеродиакона, а 15 апреля 1910 — во иеромонаха. Указом Духовной Консистории от 12 февраля 1914 г. о. Сергий был утвержден в должности ризничего.
С 1923 г. возле монастыря поселилась и сестра о. Сергия — Вера, принявшая монашеский постриг с именем Варвара, которая выполняла в монастыре прачечные работы. Арестованный вместе с сестрой 23 января, иеромонах Сергий был препровожден в Казань и допрошен.
«Мои родители, — свидетельствовал священномученик, — были крестьяне и занимались хлебопашеством, Я с ними прожил до призыва на военную службу, на которую ввиду слабости здоровья не попал. После призыва под влиянием религиозного чувства я решил уйти в монастырь... Летом 1928 г. наш монастырь закрыли. Но крестьяне д. Бело-Безводной организовали приход — религиозную общину. Из всего состава монашествующих — около 40 человек — крестьяне выбрали 7 человек, которые и совершали для них церковные требы...»
Многие еще раифские монахи и послушники были арестованы и допрошены. Все они мужественно держались на допросах, не отрекаясь от веры. Иеродиаконы Иероним (Сорокин) и Порфирий (Советников), монахи Геласий, Нестор (Никитин) — с Афона, Савватий (Агафонов), послушники Александр Себельдин, Петр Ранцев, Иоанн Балякин, Иоанн Хорьков, а также 19 инокинь из трех закрытых в конце 20-х годов женских монастырей и несколько крестьян — явили собой образ христианской кротости и мужественного стояния за православную веру.
Но особенное внимание чекистов привлек двадцатитрехлетний послушник Петр (Тупицин).
Простодушный и откровенный, он на допросе изумил даже следователей. Его готовность пострадать за Христа, открытое и даже радостное исповедание православной веры, обличение антихристианской власти и ныне не может оставить равнодушным всякое верующее сердце.
Петр родился в 1906 г. в д. Еланбуй Осиновского уезда Пермской губернии в крестьянской семье. Окончив сельскую школу и будучи уже в юном возрасте глубоко религиозным, он ушел скитаться по святым местам, желая найти тихую обитель для уединенной монашеской жизни. Был Петр в разных монастырях, но почти повсюду находил их либо закрытыми, либо в разоренном состоянии и под угрозой закрытия. Посетил он и Саровский монастырь и часто слышал, что есть-де под Казанью Раифская пустынь, которая не закрыта и которую очень поддерживают крестьяне окрестных сел. Сюда Петр и пришел...
20 февраля 1930 года заседание Судебной Тройки ГПУ ТАССР приговорило иеромонахов Иосифа (Гаврилова), Сергия (Гуськова), Варлаама (Похилюка), Иова (Протопопова), Антония (Чиркова), послушника Петра (Тупицына) и двух мирян — Василия Гаврилова и Абрамова Степана — к высшей мере социальной защиты — расстрелу.
Другие раифские монахи тоже пострадали: кто-то был расстрелян, кто-то сослан в лагерь, кто-то умучен в заключении: их прославление, верим, еще грядет.
Ныне в память новомученикам Раифским в монастыре составлен Акафист.
публикуется в сокращении
по материалам издания
«Новые преподобномученики Раифские»