История


25.07.2006

Время примирения и согласия

Открытый памятник примирения имеет свою давнюю и трагическую историю. Здесь, в Раифском монастыре, в годы гражданской войны во время закрытия монастыря возмущенными прихожанами были убиты чекисты, которые искали в монастыре скрывавшихся белых офицеров… В советское время неподалеку от Раифского монастыря на развилке дорог стоял неказистый памятник погибшим сотрудникам ЧК.

По книге «Обелиск в Раифе» (издание 1969 года)

 

В августе 1918 года Казань была занята белочехами, но через месяц Казань вновь была взята большевиками.

Почти весь 1918 год обитель подвергалась беззастенчивому грабежу со стороны дезертиров, бежавших с фронта, и новой власти.

Об ужасающем состоянии обители повествует рапорт братии Раифской пустыни за №101 от 20 декабря ст.ст. 1918 года: «Честь имеем донести в Епархиальный Совет, что Раифская пустынь совершенно разграблена, разорена и уничтожена. Ни одной лошади и коровы не оставили, одни пустые стены остались, дохода никакого нет, и икона дома стоит (т.е. чудотворная Грузинская икона Божией Матери находилась не в храме, ибо тот был осквернен и разграблен, а в келии. Братия таким образом сберегала монастырскую святыню от поругания) и сами Христа ради питаемся».

Братия Раифской пустыни находилась в отчаянном положении, усугублявшемся уходом из монастыря части старшей братии (во главе с игуменом Варсонофием) из-за опасения мести со стороны ЧК. И если в 1917 году братии Раифской пустыни насчитывалось 81 человек (игумен, 11 иеромонахов и 1 священник, 7 иеродиаконов, 44 послушника и 6 рабочих), то к концу 1918 года оставалось всего 48.

Временно исполняющим обязанности настоятеля был назначен ризничий пустыни иеромонах Сергий (Гуськов).

В 1918 г. в Казани чекисты раскрыли белогвардейский заговор против Советской власти. Были арестованы главари заговора. За несколько дней до трагедии в Раифе служба НКВД направила своих сотрудников для «наведения своего порядка» у чуждых им церковных врагов, в целях окончательной ликвидации белогвардейщины.

...Побывав на острове Свияжск, красноармейцы, среди которых члены НКВД Несмелов, Лавринович, Копко и наемники Красной Армии, направлялись в Раифу через Васильевский церковный приход и Ильинский. Несмелов сам вызвался выполнять поручение. Он хорошо знал и монастырь, и его обитателей. Знал с детства. Там, неподалеку от монастыря, семья когда-то снимала дачу. Любил здесь отдыхать и отец Валентина, преподававший в университете и духовной академии философские науки... Борцы за свободу и правду были убиты прямо у стен монастыря толпой недовольных крестьян, которые были возмущены действиями красноармейцев.

(После похорон чекистов начались массовые репрессии монахов-священнослужителей. Но монастырь так и не был полностью закрыт. Чувствовалась влиятельная сила верующих прихожан. Монастырь был закрыт в 1928 году. Власти окончательно расправились с монахами Раифы, считая их косвенными виновниками массового сопротивления крестьян коллективизации — от ред.).

На месте трагедии в советское время был поставлен сначала деревянный памятник чекистам, а также четырем красноармейцам из интернационального батальона им. К. Маркса. 20 декабря 1965 года был открыт обелиск погибшим в Раифе чекистам. На обелиске слова: «В июне 1918 года здесь были убиты и сожжены врагами Советской власти сотрудники Казанской губчека коммунисты Несмелов Валентин — 21 года, Копко Федор — 22 лет, Лавринович Петр — 22 лет и четыре красноармейца, фамилии которых неизвестны».

Пионерские отряды боролись своими делами за присвоение имени чекистов. Здесь проводились торжественные сборы, встречи с ветеранами войны и труда, вручались комсомольские билеты принятым в члены ВЛКСМ, возлагались гирлянды славы совместно с работниками КГБ.

В честь погибших комсомольцы проводили велопробеги и совершали лыжные походы...

Сегодня — время согласия, взаимопонимания, взаимоуважения, время толерантности общества, новых идей, время торжества света и разума…

В открытии памятника примирения близ Раифского монастыря приняли участие Президент Татарстана Минтимер Шаймиев, директор Федеральной службы безопасности России Николай Патрушев, наместник Раифского Богородицкого мужского монастыря архимандрит Всеволод, имам-мухтасиб Казани Мансур хазрат, начальник УФСБ РФ по РТ Евгений Вдовин, министр МВД РТ Асгат Сафаров и другие официальные лица.

 32,46 Kb  26,53 Kb

Новый памятник, созданный трудом члена Союза архитекторов России Александром ЛОПАТКИНЫМ и скульптором, членом международной федерации художников, послушником Раифского монастыря Владимиром САВЕЛЬЕВЫМ прост и символичен.

Двухцветный камень — темно-красный мрамор снизу и белый вверху крестообразно перечеркнут в верхней части. Это и крест и окно одновременно. В нижней части памятника камень расколот, символизируя раскол общества в годы гражданской войны.

«Мы присутствуем при очень важном событии — открытии памятника примирения, отражающего реальные исторические события. Это акция примирения и единства, которая сегодня необходима обществу, — сказал на церемонии открытия памятника Николай Патрушев. — Самые страшные беды и проблемы, происходящие в истории нашей страны — это проблемы, связанные с гражданскими войнами…»

«Любые революции радикально затрагивают судьбы человеческие. Поменьше бы этих революций, — сказал, выступая на открытии памятника, Минтимер Шаймиев. — Потому что любая революция — результат напряжения, возникшего в обществе… Место-то какое, — обратился Минтимер Шаймиев к собравшимся. — Сюда можно придти и отдать дань памяти, задуматься, а главное извлечь уроки от прошлого, чтобы жить, радуясь самой жизни».

Николай Патрушев подарил Раифскому Богородицкому монастырю две иконы «Господь Вседержитель» и «Спас Нерукотворный». Дар был с благодарностью принят наместником Раифского монастыря, архимандритом Всеволодом. После завершения торжественной церемонии открытия памятника примирения Николай Патрушев сказал несколько слов журналистам.

«Международный терроризм, с которым мы неустанно ведем борьбу — одна из главных бед человечества. В Казань мы завершили заседание представителей спецслужб, в котором участвовали делегации из 51 страны. Мы пришли к определенным результатам и согласию, хотя противоречия между нашими странами и соответственно спецслужбами по многим вопросам еще недавно казались непреодолимыми. То, что произошло на этом совещании, тоже своего рода примирение и согласие», — подчеркнул Николай Патрушев.

«Мы открыли памятник примирения и примирение должно стать нормой нашей жизни», — подчеркнул в беседе с журналистами Президент РТ Минтимер Шаймиев.

ИА «Интертат»,
пресс-служба Раифского монастыря