История
Из истории двух подворий Раифы
В настоящее время у Раифского монастыря пять подворий, но пройдет совсем немного времени — и поднимется на левом берегу Волги, близ Романовского моста, памятник-часовня — шестое подворье Раифы — дар Зеленодольска монастырю.
Хлопоты о строительстве моста велись свыше 20 лет. Началом строительства считают 6 октября 1910 года. Общество Московско-Казанской железной дороги устройство кессонов и устоев моста сдало германской фирме «Тиле и Дейчман». Работы быстро набирали обороты, а ход стройки вызывал большой интерес у жителей Казани: все, что было связано с мостом, постоянно освещалось в газетах. Строительные работы не обошлись без ЧП. Первое случилось 22 ноября 1911 года. Была рабочая пересменка, по деревянным мосткам, проложенным между быками, часть людей шла к берегу, а другая часть — к своим рабочим местам. И вдруг от ледяного массива, нависавшего над строящимся мостом, откололась большая льдина. Она срезала деревянные свайные опоры, на которых держались мостки между быками. Люди попадали вниз: кто на лед, кто в воду. На выручку подошел ледокол, но темнота (все произошло после шести вечера) и сильное течение затрудняли спасательные работы. По официальному сообщению властей, погибло пять человек. В апреле 1912 года беду опять учинил лед. Он разрушил защитную дамбу у берега под Вязовыми, начало подмывать и основную дамбу. А на ее подмостках стояла готовая ферма моста весом в 85 тысяч пудов и длиной в 75 сажен. Одним концом она опиралась на быка, другим — на подмостки. Когда вода размыла землю под подмостками, эта ферма рухнула с высоты 20 сажен... При падении ее всю перекрутило и смяло. Человеческих жертв удалось избежать, но общая сумма убытков от размыва дамб и пришедших в негодность ферм составила около 800 тысяч рублей. А весной 1913 года на стройке случился пожар. Загорелся обширный деревянный сарай, сооруженный около арок дамбы со стороны Вязовых. Вместе со строительными материалами сгорело несколько паровозов. Преодолев все трудности, строители все же завершили все основные работы к намеченному сроку, к 25 мая 1913 года. Ильдар АЛИЕВ, краевед
Из истории строительства Романовского моста
Глава Зеленодольского муниципального района Геннадий Егорович Емельянов решил возродить и достроить этот памятник. Была подготовлена проектно-сметная документация, найдены спонсоры, заказан макет памятника в завершенном виде...
— Выполнены почти все общестроительные работы. Подготовлены все изделия второго и третьего яруса, которые следует лишь поднять наверх часовни — все сборные переходные элементы и шпиль. В данный момент все стоит внизу — для того чтобы начать монтаж, мы сейчас завершаем работы монолитного свода. Все это весит сто тонн.
Мы применяем современные технология, не разрушая замысел архитектора. Поэтому мы, сохранив все формы, многое сделали из металлоконструкций и из монолитного бетона. А вот крестик, который установлен наверху шпиля, кованый — постарались мастера из Раифской артели «Левша»...
— Много времени у вас «съедает» эта стройка?
— На площадке постоянно работает бригада из 7-10 человек. Работы много, конечно. Ведь все практически приходится делать вручную. Единственное, без чего не можем обойтись — грузоподъемная техника, которая помогает поднять собранные изделия на определенную высоту. Это достаточно сложно, тем более, сейчас, например, возникли проблемы с установленной ранее высоковольтной линией. Из-за неудобств мы ставим лишь маленькие подъемники, чтобы поднять, к примеру, кирпич...
Вообще непонятно вот что. На той площадке, которая была предусмотрена под охранную зону, под памятник, почему-то поставили линию электропередач. После разговора с главой города энергетики обещали перенести вышку. Надеюсь, так и произойдет, ведь вышка портит вид: с площадки, на которой установлен памятник-часовня, открывается превосходная панорама на Зеленодольск, как раз будет видно и другое подворье Раифы — на другом берегу Волги.
К тому же очень опасно, когда рядом с вышкой находится высокий шпиль, особенно во время гроз. Когда мы будем делать монтаж шпиля, необходимо будет отключить линию на время монтажа... Но это, впрочем, так — частности...
Уже готовы и кованые решетки на окна — окна будут арочные, уже все готовые лежат. Мы также хотели сделать там отопление — чтобы можно было и зимой использовать часовню. Да, вот еще — очень хотелось бы домик поставить для человека, который следил бы за часовней. Администрация города включила в план и строительство дороги со стороны Чебоксар, чтобы людям было удобно приезжать. Да уже и сейчас едут с экскурсиями из Казани. Недавно были школьники. С этого места даже ведь и Казань видно... К концу августа, ко Дню города, мы хотим полностью собрать часовню. Внутренние же работы — очень длительный процесс и уже не наша задача. Это уже работа художников-реставраторов.
Кстати, во время работ мы откопали четырехметровой глубины подвал, а из подвала мы еще нашли идущий куда-то ход. Говорят, что там находятся те, кто погиб при постройке моста, более 200 человек... Часть строителей были местными жителями, а часть — пришлые. И вот этих людей похоронили там. Мы поэтому не стали рыть, а оставили все замурованным, как есть...
— Это что за история с захоронениями?
— А вы разве не знаете? Когда мост только начинали строить, там не было ничего металлического — все из дерева. Из досок же были сделаны и настилы, и по ним люди ходили на работу. Весной, когда Волга открылась и лед тронулся, он сбил все эти надстройки, и толпа, 300-400 человек, оказалась полностью в воде... Много тогда народу погибло. Среди них были жители Кабачищ, Вязовых... В декабре 1912 года на очередной сессии Казанского губернского земского собрания было принято решение соорудить не просто часовню-памятник, а огромный мавзолей-часовню в селе Вязовые Свияжского уезда.
Для этого были собраны значительные средства с купцов, уездных городов Казанской губернии. К сооружению грандиозного памятника казанских градоначальников подвигло и циркулирующее только в высшем обществе известие, что на открытие Романовского моста в Зеленый Дол приедет император Николай II. (см. историческую справку — ред.)
К проектированию величественного памятника опять был привлечен знаменитый архитектор А.В. Щусев. Изучив предложения казанцев, архитектор разработал и предложил проект величественного памятника-часовни в восточно-египетском стиле.
— Слышала, что вы хотите предложить благоустроить каким-то образом церковь Андрея Первозданного, что в микрорайоне Мирный? Собственно, этот храм тоже является подворьем Раифского монастыря.
— Да, и уже есть проект, который мы начнем осуществлять уже в этом году. Вокруг церкви будет не только все благоустроено, но и выстроена воскресная школа, приведены в порядок все хозяйственные постройки. Все это делается безвозмездно для Церкви. Отчасти за счет строительства новых домов, которые планируется возвести тут же, не закрывая вид на красивейший изгиб Волги — жилой комплекс «Панорама».
Вот здесь, возле церкви Андрея Первозванного, будет смотровая площадка, с которой будет даже видна часовня на противоположном берегу. Постепенно Зеленодольск превратится в современный цветущий город. Мы здесь родились, здесь должны жить наши дети и внуки.
Немного отклонившись от темы
После разговора в Раифе Вячеслав Васильевич любезно согласился подвезти меня в Зеленодольск. По дороге он показывал все объекты, которые встречались нам на пути и были в его ведомстве. А я смотрела, слушала, улыбалась и будто видела: вот здесь, на месте нынешнего ипподрома — новый современный автовокзал, гастрономический центр «Бэхетле», который так ждут многие горожане, красивейшую смотровую площадку рядом с храмом, улицу Гоголя со сквером посредине широкой дороги... Зеленодольск меняется на глазах. Да и Вячеслав Васильевич настроен оптимистически: «Мы же вкладываем во все это нашу любовь — значит, все будет!»