История


28.12.2008

Патриаршество Алексия Второго

Патриаршество Алексия II, скончавшегося 5 декабря в своей резиденции в Переделкине, было абсолютно уникальным в истории России. Церковь впервые оказалась предоставлена сама себе.

Не было православного царя, отношения с которым можно было выстраивать, опираясь на опыт предшественников или на византийское наследие. Не было государственного диктата и ведомства, управлявшего Церковью, - Синода или ЦК КПСС. Не было свирепых гонений. Алексию II пришлось с чистого листа выстраивать отношения с властями, обществом, средствами массовой информации.

Да и сама Церковь в 1990 году была другой. Во всяком случае, воспринималась иначе: собранием пусть уже не изгоев, но, по крайней мере, странноватых чудаков. Теперь это даже странно себе представить.

Фото РИА Новости

- Ни один Патриарх не освятил столько храмов, не поставил столько священников! — говорит глава Синодального отдела по взаимодействию с армией и правоохранительными органами протоиерей Димитрий Смирнов. — Число храмов выросло в два раза, а монастырей — на два порядка.

В одной только Москве количество церквей увеличилось в 18 раз (было 40, а сейчас 725). В столице был один монастырь, сейчас — 8 и 16 монастырских подворий. Если в 1987 году во всей России зарегистрировано 6800 приходов, то сегодня их 27 300. Тогда по стране насчитывалось 19 монастырей, сейчас их — 716.

Эти цифры говорят о том, что люди не только получили элементарную возможность исповедовать свою веру. ...Покойный Патриарх постоянно напоминал: вера без добрых дел мертва. И сейчас вокруг храмов есть сотни детских домов, благотворительных столовых, сестричеств, члены которых помогают больным. Есть сестричество по уходу за ВИЧ-инфицированными.

И прежде чем сказать «мелочь, ерунда» и отмахнуться, задумаемся: а у каждого ли хватит духа хотя бы поздороваться за руку с больным СПИДом и уж тем более вынести горшок? Такой дух многим дала вера.

Не напрасны были усилия Алексия II по реставрации старых церквей и строительству новых. Отдельно стоит поговорить о его общественно-политической деятельности и отношениях с властями. Почти два десятка лет радикалы с разных сторон пытаются превратить Церковь в свою ударную силу. Одни - ультралиберальную, другие - погромную.

Святейший Патриарх сохранил Церковь для всех: левых, правых, консерваторов и либералов. Запрет на политическую деятельность для священнослужителей, введенный при Алексии II, объяснялся просто — Церковь не должна разделять людей.

Этот принцип стал основой для многолетних и трудных переговоров с Русской Пправославной Зарубежной Церковью. В итоге произошло воссоединение Церкви. Она больше не делится на красных и белых. Хотя и не все приходы РПЦЗ признали подписанный Акт о каноническом общении, некоторые ушли в новый раскол, но большинство все-таки причащается из одной Чаши...

Да, не все из задуманного удавалось в политической сфере Предстоятелю.Но в церковной сфере Алексий II смог то, что не удалось политикам. На пространстве бывшего Советского Союза продолжает существовать единая Русская Православная Церковь. Государство развалилось, а Церковь осталась единой!

Есть одно исключение — Украина. Раскол остается кровоточащей раной.Летом Патриарх полетел в Киев на торжества по случаю 1020-летия Крещения Руси. Украинские власти приготовили ему оскорбительно холодный прием.Его просто ждали люди. И вот он служил. Мы, сопровождавшие его журналисты, люди совсем не старые, в легких летних костюмах, уже «спеклись» под палящим киевским солнцем. А он стоял в тяжелых облачениях. Ни разу не присев в приготовленное кресло. Откуда силы брались? Видимо, Бог давал. Он служил Ему как мог, как умел...