История
Памяти новомучеников
...За двадцать веков жизни Церкви мученической кончины удостоились многие тысячи христиан. Но самый большой сонм мучеников и исповедников дала Россия в XX веке. Всех их Русская Православная Церковь величает как Новомучеников и Исповедников Российских. Число их огромно... Гонения на Церковь начались сразу после большевистского переворота. В январе 1918 г. Святейший Патриарх Тихон писал: «Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово и вместо любви христианской всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани». В годы гражданской войны было убито около 20 млн. православных людей, многие из которых пострадали непосредственно за веру Христову. Множество храмов и монастырей разорено и закрыто. Новый этап гонений начался в 1921г. в связи с компанией изъятия церковных ценностей. Началась череда официальных процессов с обвинительными смертными приговорами. Одновременно, в 1922 г., резко активизировала свою деятельность «Живая церковь», которую большевики прочили в качестве преемницы Русской Православной Церкви. И далее гонения на Церковь не ослабевали ни на день. Особенного размаха они достигли в 1937г., когда были расстреляны десятки тысяч православных по обвинению в антисоветской деятельности. Их великое множество, очистивших в земных страданиях грехи свои и попавших в Царствие Божие. Очень трудно указать даже приблизительно их число. Очень грубо можно оценить число новомучеников и исповедников Российских в миллион человек. Разумеется, далеко не все их имена будут явлены в Церкви. Гонения, особенно в первые годы после революции, совершались повсеместно, с необычайным варварским садизмом, ненавистью и изощренностью, причем зачастую никем не фиксировались. Лишь скудные сведения доходили до православных в эмиграции и могли быть опубликованы. Поэтому имена многих тысяч мучеников и исповедников, видимо, так никогда в этой земной жизни и не будут прославлены. Но у Бога все мученики святы. Церковь знает о существовании неведомых святых, слава которых не открыта на земле и которые не прославлены Церковью. К ним можно обращаться в частной молитве. В этой молитве живых за усопших, предполагающей ответную молитву усопших за живых, выражается единение Церкви Небесной и земной... ...Ныне среди православных степень почитания Новомучеников и Исповедников Российских пока не соответствует значению их подвига. Однако в последние годы дело сдвинулось с мертвой точки. В их честь освящаются новые храмы и престолы, О их жизни издаются новые книги. Постепенно осуществляется канонизация новомучеников, хотя в православной среде целый ряд новомучеников, включая царскую семью, фактически почитаются наравне с официально канонизированными святыми. В связи с захоронением новомучеников появилось несколько мест массового паломничества православных христиан. Среди них в первую очередь надо указать на Соловки и полигон в Бутово на окраине Москвы. Мы, нынешние христиане России, многим обязаны новомученикам российским. Обязаны тем, что можем свободно посещать храмы, делать дела благотворительности, учиться богословским наукам, работать над историей Церкви. И нашей первейшей святой обязанностью является выявление имен новомучеников, выяснение обстоятельств их жизни и подвига, молитвенное обращение к ним.
По благословению архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия в Свияжском Богородице-Успенском мужском монастыре в августе 2008 года прошла научно-богословская конференция «Свияжские чтения». Одним из докладчиков был Николай Емельянов, профессор Российской Академии наук. Тема его доклада — «Традиции почитания мучеников и исповедников за Христа», среди них — преподаватели и выпускники Казанской духовной академии (по материалам базы данных Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета — ПСТГУ).
РЕПРЕССИИ ЗА ВЕРУ В КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ
Всего к августу 2008 г. собраны сведения о 154 пострадавших за Христа профессорах и выпускниках КазДА, 30 из них причислены к лику святых. Среди выпускников КазДА 67 иерархов, пострадавших за Христа, 19 из которых причислены к лику святых (16 — РПЦ, 2 — РПЦЗ, 1 — Грузинской ПЦ). Всего иерархов, пострадавших за Христа, в базе данных (БД) — 426, из них к лику святых причислены — 91.
...Всего к 1917 году епископский сан получили более 50 выпускников академии. Многим из тех, кто закончил КазДА в XX веке, архиерейский сан принес тяжкие испытания и мученическую смерть за православную веру. Среди канонизированных новомучеников российских — ее выпускники Афанасий (Малинин), Варсонофий (Лузин), Виктор (Островидов), Гавриил (Аболымов), Герман (Ряшенцев), Гурий (Степанов), Иоасаф (Удалов), Иоанн (Поярков), Иов (Рогожин), Ириней (Шульмин), Иувеналий (Масловский), Симеон (Шлеев) и другие. А также последний ректор академии Анатолий (Грисюк).
Краткие биографические сведения о пострадавших за Христа настоятелей академического храма, ректорах, профессорах и выпускниках КазДА.
Священномученик иерей ФИЛАРЕТ Векликанов (1873-1918). Настоятель Михаило-Архангельской академической церкви КазДА.
Арестован по ложному обвинению. Два члена отряда ЧК показали, что о. Филарет, вооруженный, ходил по Академической слободке и требовал расстрела прятавшихся во время белочешского мятежа коммунистов. Чудом уцелело предсмертное письмо о. Филарета ректору Академии епископу Анатолию. В его строках и покаяние в своих прегрешениях, и скорбь о больной матери, которую убьет известие о расстреле сына, и недоумение по поводу предъявленных обвинений, и величие духа одного из тысяч священномучеников.
Расстрелян 24 октября 1918 .
Митрополит Антоний Храповицкий (1863-1936). Ректор КазДА в 1895-97 годах. Один из трех кандидатов при выборах Патриарха на Соборе 1917- 1918 гг.
Арестован в день Святой Троицы по распоряжению польских властей. Заключен в монастырь молчальников в местечке Беляны под г. Краковым, был в заключении около полугода вместе с владыкой Евлогием. Освобождены при посредничестве стран Антанты в 1919 г. и вернулись в Россию.
В 1920 году с Белой армией эмигрировал из России.
Первоиерарх РПЦЗ в 1920-1936 гг.
Митрополит Анатолий Грисюк (1880-1937). Профессор кафедры истории древней Церкви. С 1913 по 1921 годы — ректор КазДА.
В 1921 году арестован в Казани вместе с преподавателями КазДА «за нелегальное существование Академии», хотя Академия тогда еще не была закрыта. С 1922 г. — епископ Самарский. 1923 — возведен в сан архиепископа. В 1923 году был арестован в Самаре за отказ признать «Живую Церковь». 1923-1927 гг. — в ссылке в Туркмении.
С июля 1927 года — член Временного Священного Синода при заместителе патриаршего местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском). С 1928 года — архиепископ Одесский. В 1934-1935 — временно управляющий Харьковской епархией.
1936, 10 августа — арестован в Одессе, в тюрьме заболел язвой желудка и почти потерял способность ходить.
С 1937 г. до кончины в 1938г. в Ухтпечлаге в Коми АССР. В лагерь Владыку отправили этапом, отказав ему в ходатайстве ехать туда за собственный счет. Больного митрополита Анатолия прикладами гнали пешком от стоянки до стоянки, не давая отдыха. Когда он падал почти замертво, его поднимали на грузовик, но лишь только он приходил в себя, снова силой заставляли брести пешком. В таких условиях летом 1937 г.
Владыка перенес крупозное воспаление легких; в конце 1937 г. он потерял зрение. Незадолго до кончины Владыки к нему приехала сестра, но свидание не было разрешено. Умер митрополит Анатолий в лагерной больнице 23 января 1938 г., тело его было брошено в братскую могилу. Прославлен в лике священномучеников.
Петров Николай Васильевич (1874-1956), профессор КазДА. Вместе с архимандритом, потом епископом Варсонофием (Лузиным) организовали академическую корпорацию Богословского института в Казани.
В 1921-1922 гг. был ректором и профессором Казанского Богословского института. Осужден по делу 1921 г. — 1 год заключения в концлагерь условно. В 1932 осужден по делу Казанского филиала ИПЦ. Находился в ссылке в Казахстане в течение 1 года и 8 месяцев.
В 1943-1945 гг. протоиерей в г.Муроме (Благовещенский собор). В 1945г. был уволен за штат. Жил в Муроме, где и скончался.
Епископ Варсонофий Лузин (1884-1937). С 1912 г. состоял временно исполняющим обязанности наблюдателя Казанских миссионерских курсов. В 1922-1925 гг. — в ссылке в Туруханском крае Енисейской губернии.
В 1922 г. хиротонисан во епископа Спасского, викария Казанской епархии. В 1927-1929 гг. находился в ссылке в Нарымском крае в Томской губернии. С 1929 г. — епископ Иркутский. С 1930 г. — епископ Владивостокский. Арестован во Владивостоке в 1931 г. Был приговорен к 10 годам ИТЛ на «Беломорстрое». Расстрелян.
В базе данных университета представлены сведения о репрессированных по двум групповым делам, тесно связанным с КазДА. По «Делу преподавателей КазДА 1921 г.» — 24 человек и по «Делу членов Казанского филиала ИПЦ 1932 г.» — 50 человек. С удивительным достоинством, верой в промысел Божий, бесстрашием, можно сказать, искренностью дают показания практически все обвиняемые — это настоящий мученический подвиг...
Покровский Иван Михайлович (1865-1941). Доктор церковной истории.
Родился в семье сельского священника. Окончил КазДА (1895). Профессор кафедры истории Русской церкви КазДА (1898-1918). Редактор журнала «Известия по Казанской епархии». Автор более 40 научных работ, среди которых: «Русские епархии в XVI-XIX вв.» (в 2-х томах); «К истории казанских монастырей до 1764г.» (1902) и другие. Работа «Казанский архиерейский дом, его средства и штаты» и «Русские епархии...» были удостоены Большой Уваровской премии Академии наук. И.М. Покровский был избран пожизненным действительным членом Владимирской, Тамбовской, Нижегородской Ученых Архивных комиссий, Императорского Московского археологического института, Общества Археологии, Истории и Этнографии при Императорском Казанском университете. Кроме того, он был одним из учредителей и членом Церковного Историко-Археологического Общества Казанской епархии. Член Собора 1917-1918 гг., принимал участие в разработке Устава православных духовных академий.
В 1918-1921 гг. оставался профессором КазДА. В конце 1918 г. И.М. Покровский с группой университетских и академических профессоров пытался сохранить Раифский монастырь, ходатайствуя о передаче Раифских земель Казанскому университету.
Арестован в 1921 г. Был судим вместе с ректором КазДА епископом Анатолием Грисюком и другими профессорами Академии. Приговор — 1 год лишения свободы условно.
В 1930 году был арестован и осужден на 3 года ссылки в Казахстан...
Покровский И.М. скоропостижно скончался 19 апреля 1941г. от сердечного приступа в кабинете директора Казанского государственного музея во время передачи в дар музею бесценных документов из своего архива. Сейчас дом, который он построил в 1902 году в Казани и в котором жил до смерти, признан памятником истории и назван «домом Покровского».
Несмелов Виктор Иванович (1863-1937). Профессор, доктор философии.
Был арестован в 1921 по «делу преподавателей КазДА» и в 1932 по «делу членов Казанского филиала ИПЦ». Из показаний на допросах: «С теорией материализма я не согласен. Имен Маркса и Ленина не упоминал, т.к. ни того ни другого не считаю философами».
Скончался от хронического воспаления легких и был похоронен на Арском кладбище в Казани. Н.Я. Бердяев называл его величайшим современным философом.
Когда знакомишься с биографиями, следственными делами, трудами выпускников КазДА, то хочется встать на колени и поклониться им. Какая удивительная сила, духовная мощь в их деяниях, какой великий подвиг они совершили!
КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О БАЗЕ ДАННЫХ (БД).
- Начало создания — 1990 год. В разработке и наполнении БД участвовали более 50 человек, затрачено более 100 человеко-лет.
- В БД в августе 2008 г. — 31 200 имен пострадавших (1656 из них причислены к лику святых). Архиереев — 426 (91 святых), cвященнослужителей более 14 000.
- Расстреляны 9 100 человек (из 31 200).
- Ссылок на архивные дела более 12 000, на публикации — более 30 000.
- База данных «За Христа пострадавшие» представлена в Интернет с 1996 года по адресу: www.pstbi.ru
27 января 1930 года, в день преподобных отец в Синае и Раифе избиенных, в приходскую церковь, действующую на месте разгромленной в 1928 году обители, собрались на престольный праздник бывшие насельники монастыря. Еще накануне — ко всенощной — прибыли из Казани, Свияжска и окрестных деревень престарелые монахини и благочестивые миряне. После всенощной кто-то пошел ночевать к знакомым, другие же, не имевшие ночлега, по благословению настоятеля общины иеромонаха Иосифа расположились прямо в церкви.
А на утро состоялась последняя Божественная литургия Раифской братии. Удивительно трогательная, печальная и вместе с тем торжественная была в тот день служба. В последний раз причащались братия Святых Тайн, напутствуя друг друга перед грядущими испытаниями. И было что-то особенно пронзительное в том, что служили в тот день не в зеленых, а в красных облачениях, как бы провидчески облекшись в цвет мученических риз.
После литургии братия служила молебен пред честным образом преподобных отцев в Синае и Раифе избиенных. И, воистину, чуден Промысел Твой, Господи! Пока братия молилась небесным своим покровителям, окружившие храм новые варвары, сами не ведая того, повторяли уже бывшее много веков назад, готовя Раифским инокам венцы мученические. Сразу после молебна все находящиеся в храме были арестованы. Престарелых монахов и полуослепших инокинь без всяких объяснений затолкали в грузовики и отправили в Казань. По заснеженной дороге, обдуваемые ветрами и понукаемые грубыми конвоирами, ехали иноки прочь от родной обители, чтобы вдали от нее стяжать: кто — мученический венец, кто — жизнь.
...В тюремных узах и явили новомученики Раифские образ нелицемерного стояния за Христа. Ни угрозы следователей, ни жестокое тюремное обращение не сломили мужества иноков. Напротив, чем очевиднее становилось, что придется пострадать за Христа, тем тверже монашествующие держались на допросах.
ИЕРОМОНАХ
ИОСИФ, принявший сан иеродиакона в 1920, а иеромонаха — в 1923 г., и избранный (хотя в монастыре были иеромонахи много старше по хиротонии) после закрытия обители настоятелем приходской церкви.
Другим членом приходской общины был
ИЕРОМОНАХ
ВАРЛААМ,
в миру — Виктор Семенович Похилюк, 60-летний монах, живший всегда затворнически и аскетично. Здесь с января 1911 г. о. Варлаам исполнял обязанности эконома Архиерейского дома. В 1912 году он упросил Владыку Иакова перевести его в тихую Раифскую пустынь. Здесь ему было дано послушание священства в с. Васильево, а затем — в Помарах. После этого он вернулся в Раифу.
ИЕРОМОНАХ
ИОВ (в миру—Иоанн Андреевич Протопопов). Монашество принял в 1907 году... После убиения красноармейцами епископа Амвросия (в августе 1918 г.) поступил в Раифскую пустынь.
ИЕРОМОНАХ
АНТОНИЙ в 1890 г. поступил в Раифскую пустынь, где 23 марта 1908 г. был пострижен в монашество, а после революции — рукоположен во иеродиакона и иеромонаха.
ИЕРОМОНАХ
СЕРГИЙ, (в миру Павел Иванович Гуськов) родился в 1875 г. в с. Мансурово Лаишевского уезда Казанской губернии. 18 июня 1906 г. принял монашеский постриг с именем Сергий. Указом Духовной Консистории от 12 февраля 1914 г. о. Сергий был утвержден в должности ризничего.
ПОСЛУШНИК
ПЕТР ТУПИЦИН
Петр родился в 1906 г. в д. Еланбуй Осиновского уезда Пермской губернии. Желая найти тихую обитель для уединенной монашеской жизни, пришел в Раифскую пустынь...
20 февраля 1930 года заседание Судебной тройки ГПУ ТАССР приговорило иеромонахов Иосифа (Гаврилова), Сергия (Гуськова), Варлаама (Похилюка), Иова (Протопопова), Антония (Чиркова), послушника Петра (Тупицына) и двух мирян — Василия Гаврилова и Степана Абрамова — к высшей мере социальной защиты — расстрелу.
Духовным утешением и укреплением перед принятием мученической смерти было для священномучеников то, что Господь сподобил их принять венец мученический в день Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1996 году они были причислены к лику местночтимых святых Казанской епархии.
Александр Журавский