История
Сказание о Раифской пустыни
...Когда-то в давние времена неподалеку от священной горы Синай, что возвышалась над одноименным полуостровом, омывающим берега свои теплыми водами Красного моря, возникло монашеское поселение под названием Раифа.
Древняя Раифа Синая
Именно здесь в IV веке развернулись трагические события, связанные с мученической гибелью монахов-старцев от рук варваров. Известно, что в IV веке произошло переселение из Ливийской пустыни в долину Нила языческих племен ноба. Однажды небольшие их отряды переправились через Суэцкий пролив и учинили разбой на Синайском побережье. Почти одновременно они напали на монахов Синайской горы и монахов Раифы. Во время этих событий в Раифе жило 43 монаха, многие из старцев провели там по 50-60 лет. Захватившие их варвары сначала пытали монахов, требуя золота, а затем убили 39 человек.
Эти старцы умерли, прославляя Бога, и были причислены православной церковью к лику святых.
И вот, тринадцать веков спустя, монашеский дух и традиции Святых отцев в Синае и Раифе избиенных были возрождены на земле казанской.
Иеромонах Филарет
История новой Раифской обители чрезвычайно интересна. Для того чтобы почувствовать это, давайте заглянем в глубь веков и ощутим дыхание далеко ушедшего от нас времени…
Родиной основателя Раифского Богородицкого монастыря была Москва. По смерти своих родителей, следуя совету Евангельскому, он роздал все имение нищим и постригся в монашество в Московском Чудовом монастыре, приняв имя Филарета.
..Желая вести строгую иноческую жизнь в уединении, которое нарушали в Москве его знакомые и родственники, он оставил ее и направил свой путь в низовые губернии по Волге. Пройдя многие монастыри и города, иеромонах Филарет прибыл в Казань, остановился здесь и поступил в число братии казанского Спасо-Преображенского монастыря.
Вскоре жизнь Филарета, строгая и благочестивая, стала делаться известной и в Казани. Филарет, дабы избегнуть мирских почестей, принял подвиг юродства. Днем он ходил по улицам и площадям, ночи проводил в молитве и бдении в своей келии. Истинно благочестивые люди, которые сумели под покровом юродства разгадать духовные дарования инока, еще теснее сблизились с ним.
Любя уединение и безмолвие, Филарет часто удалялся из монастыря в дремучие леса и урочища, находящиеся около Казани.
В один из таких дней 1613 года Филарет вышел за город и направил свой путь в сторону северо-запада, в места еще ему не знакомые. Пробираясь через девственный лес, инок случайно вышел на берег неизвестного озера, тихо плещущего светло-зеленые воды свои у отлогих берегов. Прекрасное и величественное, но вместе с тем несколько мрачное место, довольно удаленное и защищенное от людей дремучим лесом, пленило Филарета. Он решил остаться здесь...
Новая пустынь
Сначала келья отшельника стояла одиноко, и лишь дикие черемисы иногда приходили на берег озера для совершения языческих обрядов. Но вскоре это место стало известно казанским почитателям подвижника, которые стали его посещать. Некоторые из них решились вести отшельническую жизнь и поселились рядом с Филаретом.
Таким образом росло и крепло вокруг Филарета новое братство, жившее в аскетических деревянных хижинах на берегу прекрасного лесного озера. По предложению Филарета была построена часовня. По преданию, дошедшему до нас из глубины веков, построение часовни было ознаменовано видимым знаком благоволения Божьего. Как-то раз один инок, выйдя из келии, взглянул на небо и увидел простертую из облака руку, благословляющую то место, на котором стоял скит. Обрадованный и удивленный таким необычным явлением, отшельник поспешил рассказать о нем преподобному Филарету, который воспринял это как доброе предзнаменование.
...Почтенный возраст брал свое: основатель обители преподобный Филарет, предчувствуя близкую кончину, возвратился в Казань в Спасо-Преображенский монастырь, где в скором времени умер и был погребен. Но брошенные им в благодатную почву семена истинной веры по прошествии нескольких лет дали обильные плоды.
Раифская обитель Казанского края
...Новоустроенная Раифская пустынь не была обеспечена ни угодьями, ни землёй. Монахи, своими руками с трудом обустраивавшие монастырь, находились в весьма скудном положении. Игумен Раифской пустыни Савватий в 1670 году писал в своём челобитье царю Алексию Михайловичу: «Зачата пустынь строиться, а братьи собрано человек с двадцать, а к той пустыни вотчины и пустых земель нету; строить нечем, скитаются Христовым Именем». По этой просьбе царем Алексеем Михайловичем Раифской пустыни была передана пустошь Свиные Горы над рекой Камой. В 1674 году пустыни также отошли лес, пашни и луга, находившиеся близ неё вместе с близлежащими деревнями с крестьянами по челобитью настоятеля пустыни игумена Алексия.
Постепенно Раифская пустынь обустраивалась материально, а также устраивался порядок внутренней монастырской жизни. Но прошло несколько десятилетий (с 1662 по 1689гг.) и монастырь испытал страшное бедствие. В 1689 году пожар, неизвестно отчего возникший, истребил все строения Раифской пустыни, «церкви Божьи со всею утварью и колоколами», как сказано в челобитье игумена Германа с братьею. Обитель пришла в крайнее запустение, лишь немного священных предметов и вещей удалось вынести из храмов и келий. К великому счастью, была спасена и Чудотворная Грузинская икона Божией Матери. Лишившись пристанища, старые и немощные иноки ушли в другие монастыри, большинство же осталось жить на пепелище, построив себе хижины, испытывая подчас холод и голод, но предпочитая прежнее свое местопребывание всякому другому.
Правящий епархиальный Архиерей Высокопреосвященный Митрополит Казанский Андриан, увидев такую сильную преданность своему монастырю и вере Раифской братии, «озаботился устроением обители в лучшем виде» и решил восстановить ее и сделать это уже в камне. Чтобы решить поставленную задачу, он вызвал из новоиерусалимского монастыря иеромонаха Германа, «родом казанца, устроителя Раифской пустыни», как написано на его надгробии в Новоиерусалимском монастыре, и дал ему указание при сооружении обители Раифской иметь образцами Тихвинский и московский Новоиерусалимский монастыри, в которых Герман жил прежде. Но владыка Адриан не дождался окончательного устроения новой обители. В 1690 году он был возведён на патриарший престол и был последним патриархом Московским и всея Руси вплоть до упразднения Петром Первым патриаршего престола. На его место заступил митрополит Маркелл, выходец из южных славян, человек, наделенный высокой душой, глубоким просвещением и твердым характером. И уже при Высокопреосвященном Маркелле началась застройка обители теперь уже в камне, заботами и трудами настоятеля иеромонаха Германа с братией...
по книге Е. Малова
«Раифская пустынь»